Задачи. Познакомить с возможностью создания образов,
символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать
изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвать интерес к собственной
руке. Развивать воображение.
Предварительная работа. Беседа о руках человека
(«умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Беседа о детском саде, нашей
группе, любимых занятиях, играх и развлечениях.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей,
клеевые кисточки, большие листы бумаги для составления образов из силуэтов
рук (бабочка, рыбка, солнышко, дружба пр.), цветной картон для создания
коллективной работы.
Гуашевые краски и листы белой бумаги.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение (на выбор).
Без чего сосну не срубишь?
Без чего
Нельзя построить новый дом? Без чего
Сосну не срубишь топором? Без чего
Хлеба в полях не зашумят? Без чего
Ракеты к звёздам не взлетят? Ты запомни это, ты
запомни, друг: В каждом деле Обойтись нельзя Без РУК!
(М. Пляцковский)
Правая и левая
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать...
(О.Дриз)
Воспитатель спрашивает детей, как они понимают
выражение «Наши руки не для скуки». Обобщает, уточняет ответы детей и
предлагает им поближе познакомиться с их руками, с возможностью использовать их
форму в забавной художественной деятельности. Прикладывает свою ладонь с
расставленными пальцами к листу цветной бумаги, размещённому на мольберте,
обводит и вырезает, комментируя свои действия: сначала я вырезаю рукавичку, а
потом уже по отдельности каждый пальчик, будто это перчатка.
Дети выбирают цвет бумаги по своему желанию и
выполняют задание. Быстро справившимся детям воспитатель предлагает взять лист
другого цвета и вырезать ещё раз.
Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на
большой лист белой бумаги, размещённый на свободном столе или на полу, и
составляет из вырезанных силуэтов 2-3 композиции: например, бабочку, цветок,
птицу, солнышко, рыбку, аплодисменты, рукопожатие. Дети включаются в
составление композиций. Наиболее интересные из них воспитатель предлагает
приклеить на цветной картон. Например: «солнышко» (пальчики - это солнечные
лучи; мы хотим, чтобы всегда светило солнце, всем людям и животным было тепло);
«дружба» (разноцветный венок из цветов, лепестки цветов - это наши ручки; мы
хотим, чтобы всегда на земле цвели цветы и все жили дружно).
Занятие хорошо завершить несложным игровым
упражнением, во время которого дети раскрашивают свои ладошки гуаше-выми
красками и ставят отпечатки на лис-
тах белой бумаги. Впоследствии этот способ можно
время от времени напоминать детям во второй половине дня, чтобы с небольшой
группой детей ставить небольшие спектакли, героями которых будут раскрашенные
руки (петух, бабочка, собака, волк, лохматый человек и пр.).
Внимание. В процессе занятия воспитатель с небольшой
группой детей тонирует основу для будущей композиции «Город» (аппликация).
После занятия. Беседа о «золотых», умелых руках
человека.