Цели
Образовательные
• Закреплять знание натурального ряда чисел. Закреплять
навыки счета до 10.
• Закреплять понятие «десяток».
• Познакомить детей с числами второго десятка и их
арифметической записью.
• Объяснить структуру арифметической задачи; учить
детей вычленять условие задачи, ставить вопрос, составлять решение задачи,
формулировать ответ.
Развивающие
• Развивать умение выстраивать события в логической
последовательности.
• Развивать навыки ориентирования на листе бумаги.
• Развивать внимание и память.
• Развивать творческое воображение, логическое мышление.
• Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту
реакции, познавательный интерес.
Воспитательные
• Воспитывать умение работать в группе, навыки делового
общения.
Материалы для занятия
• Счетные палочки.
• Наборы цифр и арифметических знаков «Учись, считать»
на каждого ребенка.
• Натуральный ряд чисел от 1 до 10; карточки с числами
от 11 до 20.
♦ Серия рисунков, изображающих последовательность
создания паровоза.
♦ Макет арифметической задачи.
♦ Карточки с пронумерованными точками.
♦ Карточки с изображением различных предметов -банок с
вареньем, корзин с яблоками, морковок и др. -в количестве от 10 до 20.
♦ Кот Матроскин - кукла, игрушка или рисунок.
ход занятия
Часть 1
Введение в занятие. Письмо от Матроскина
Воспитатель:
- Дорогие ребята, сегодня я получила странное письмо.
В нем ничего не написано, есть только карточки с пронумерованными точками. Как
вы думаете, если их правильно соединить, мы сможем понять от кого письмо?
Давайте попробуем.
(После
самостоятельной работы у детей получаются рисунки кошачьей мордочки и домика.)
Воспитатель:
- Как вы думаете, кто же прислал нам письмо, какой
кот? Наверное, кот Матроскин. А что он хотел нам сказать? Почему здесь
изображен домик? Наверное, хочет пригласить нас в гости. Хотите отправиться в
гости в Простоквашино?
Часть 2
Поезд
Воспитатель:
- Я знаю, что в Простоквашино можно добраться на поезде.
Чтобы попасть в этот поезд, нам придется разгадать одну загадку. Посмотрите, на
этих картинках изображены разные этапы строительства локомотива, к которому
присоединяются вагоны. Нужно восстановить последовательность строительства
локомотива. Попробуем это сделать с помощью магнитных цифр. Цифру 1 мы
прикрепим к той карточке, на которой, по вашему мнению, изображен первый этап
строительства, цифру 2 - к той карточке, на которой, по вашему мнению,
изображен следующий этап, и т. д.
Воспитатель приглашает к доске желающих восстановить
последовательность строительства локомотива. Если ребенок ошибается,
воспитатель предлагает ему подумать или просит оказать помощь других детей с
тем условием, чтобы их мнение было обосновано.

Часть З
Путешествие на поезде.
Физкультминутка
Часть 4
Приезд в Простоквашино. Как пересчитать запасы?
Воспитатель:
- Ну вот мы и приехали в Простоквашино. Нас встречает
кот Матроскин.
Матроскин:
- Я очень рад, что вы приехали, ребята. Мне нужна помощь.
У нас столько запасов, столько, что мы их сосчитать не можем.
Воспитатель:
- Разве вы не умеете считать?
Матроскин:
- До десяти умеем, а вот дальше – нет.
Воспитатель:
- Ну, это не беда, мы вам поможем. Рассаживайтесь за
столы и возьмите счетные палочки. Мы уже умеем считать до 10. Отсчитайте 10
палочек и сложите их тесным рядком. У меня такие же; 10 палочек нарисованы на
доске. Итак, у нас десять палочек. Как можно сказать по-другому? Правильно,
«десяток». Так вот, раньше в старину люди говорили не «десять», а «дцать». Это
старинное слово перешло и в наш язык, в нашу речь.
Посмотрите, что мы сделаем теперь. На наши десять
палочек положим сверху еще одну. Получилось, что на десять мы положили одну,
или «один-на-десять», или «один-на-дцать». Что получилось? Произнесите вслух:
«Один-на-дцать» или «одиннадцать». Мы получили число «одиннадцать». Как оно
получилось? Правильно, к десяти прибавили один. А теперь запишем это число с
помощью цифр: в нем один десяток, значит, на первое место поставим цифру 1, и
еще одна единичка, значит, на второе место запишем 1. Получается 11.
Записываем это число сразу за 10.
Теперь пойдем дальше. На наш десяток палочек положим
две. Что получилось? Две положили на десять: «две-на-десять» или
«две-на-дцать». Получилось число «двенадцать». Как мы его получили? Правильно,
к десяти прибавили два. Как записать число «двенадцать»? В нем 1 десяток и
еще 2 единицы: на первое место записываем цифру 1 (один десяток), на второе -
цифру 2 (две единицы). Записываем 12 сразу за числом 11.
Воспитатель продолжает объяснение, привлекая к нему
детей тем больше, чем лучше они поняли логику построения второго десятка ряда
натуральных чисел: «три-на-дцать», «четыр-на-дцать», «пят-на-дцать»,
«шест-на-дцать», «сем-на-дцать», «восем-на-дцать», «девят-на-дцать».
Воспитатель:
- Что же дальше? Теперь у нас получается, что мы к десяти
прибавляем десять или складываем два десятка чисел, то есть в результате имеем
«два десятка» или «два-дцать».
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу.
Не поеду - полечу.
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок.
Там, за дальнею рекой,
Помашу я всем рукой.
Повороты туловища вправо-влево, ноги на ширине плеч.
Наклоны головы вправо-влево.
Приседания.
Поочередное высокое поднятие колен с одновременным
цоканьем языком.
Махи руками.
Часть 5 Решение арифметических задач
Матроскин:
- Ребята, а вы знаете, что такое задача? Вот послушайте:
«Матроскин и Шарик поливали огород. Матроскин полил 2 грядки, а Шарик 3.
Сколько грядок они полили вместе?» Я вам сейчас прочитал задачу. В ней есть
условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.
Мы с Шариком придумали, как нарисовать задачу в виде
домика. Вот стены, пол и потолок - это условие задачи. В нашей задаче условие -
«Матроскин и Шарик поливали огород. Матроскин полил две грядки, Шарик - три».
Теперь в этой комнате делаем окошко. Это вопрос задачи.
Какой вопрос в нашей задаче, о чем в ней спрашивается? Правильно, сколько
грядок они полили вместе.
Теперь рисуем крышу. Это решение задачи. Решить задачу
- значит, ответить на ее вопрос. Чтобы узнать, сколько грядок полили вместе
Матроскин и Шарик, что нужно сделать? Верно, сложить 2 и 3: 2 + 3 = 5.
Полученный результат и есть ответ задачи: Шарик и Матроскин вместе полили 5
грядок.
Мы построили ряд чисел до 20, познакомились с числами
второго десятка. Это первые двузначные числа, которые мы с вами узнали.
Двузначными числами называются числа, для записи которых используются две
цифры.
А теперь давайте повторим числа второго десятка. Для
этого поможем Матроскину пересчитать его припасы.
Воспитатель предлагает детям пересчитать выставленные
на фланелеграфе (коврографе), на планшете или наборной доске банки с вареньем,
бутылки с молоком, горшочки с маслом, мешки с картошкой и т. д. Их количество
должно колебаться в пределах от 11 до 20. После пересчета дети обозначают
количество предметов соответствующим числом.
Матроскин:
- Вот спасибо вам, ребята. За вашу помощь я вас отблагодарю.
В качестве подарка я приготовил вам несколько задач. Только сначала давайте
немного поразомнемся, поиграем. Представим, что проскачем по деревне на
быстром коне.
Физкультминутка
«Конь меня в дорогу ждет»:
Матроскин:
- Я думаю, что все ребята сегодня хорошенько потрудились.
Поэтому я предлагаю вам в подарок математические картинки. Дома вы сможете
раскрасить их с помощью родителей или самостоятельно. |