Потягунюшки,
порастунюшки,
Поперек себя толстунюшки!
Ручки — хватунюшки,
Ножки — ходунюшки,
Роток — говорок!*
Старая-престарая приговорка. С помощью
этих смешных словечек мама или бабушка могут
приголубить малыша, показать, как любима каждая
частичка его маленького тельца. И пусть оно
растет здоровым, красивым и ловким. Но тем, что
руки — «хватунюшки», а ноги — «ходунюшки», их
функции еще не исчерпываются. В жизни ребенка его
тело играет роль первого обучающего пособия ПО
МАТЕМАТИКЕ.
Тело ребенка — универсальные счеты,
лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и
таблиц. Прежде чем считать предметы, малыш (с
вашей помощью) «обнаруживает» себя: вот Я какой!
Вот как Я устроен!
А вам-то как интересно каждый раз при раздевании,
одевании, купании посчитать, сколько у сынишки
(или у дочурки) маленьких носов!
Один нос (носик, носишко). Этот любопытный нос
можно потрогать и даже осторожно «попикать» им,
как кнопочкой.
А ртов сколько? Столько же, сколько носов, — тоже
один. Даже у крокодила зубастого — и то один рот.
У девочек и мальчиков больше одного рта не
бывает. Они же не многоголовые драконы!
А вот глаза (глазки, глазоньки, глазочки). Сколько
их? Два. Два братца через мостик живут, друг друга
не видят. Зато малыш все видит. И у мамы два глаза,
и у папы. Люди заглядывают друг другу в глаза, как
в окошки волшебного домика: хорошо ли там? Тепло
ли? Что там живет — доброе или злое, грустное или
веселое? А когда мы засыпаем, свет в окошках
гаснет...
Только в древних историях — мифах — бывают
страшные великаны Циклопы, у которых всего один
глаз в середине лба. И в сказке про
Крошечку-Хаврошечку у злой мачехиной дочки было
три глаза. Поэтому ее называли Трехглазка. Ее
третий глаз все высматривал да подглядывал. Не
простой глаз — колдовской...
И так далее: два плеча, два локтя, две руки, две
ноги, две коленки, два уха, две дырочки-ноздри в
носу, две щеки... Даже... (тсс!.. никто не
подслушивает?) — даже попка из двух половинок
сделана!
И вот ваш малыш вместе с вами весело считает до
двух и ощущает это «два» всем собой, всем своим
маленьким, любимым вами тельцем.
Но настоящий счет начинается тогда,
когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее
пятью пальцами.
Пальцы обладают замечательными способностями:
кроме того, что ими можно трогать, брать, держать,
с ними еще и играть можно!
Для начала (хотя это совсем не обязательно)
неплохо нарисовать на подушечках пальцев
веселые рожицы. Тогда пальцы сразу превращаются
в маленьких человечков, которые чего только не
умеют!
Например, «плясать» под разные приговорки.
Иногда так:
Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак, и вот так!
Он один впереди,
А четыре позади.
Все четыре позади —
Он один впереди*.
Иногда так:
Пять маленьких леди пошли погулять,
В пути они стали громко болтать. (Это шевелятся пальцы левой руки.)
Пять джентльменов их услыхали,
С ними всю ночь напролет танцевали. (Тут «выскакивают» пальцы правой руки и
«встречаются» с пальцами левой: большой — с
большим, указательный — с указательным, средний
— со средним и т.д.)
Польку, кадриль, менуэт и гавот,
Танго, и румбу, и вальс, и фокстрот!
(Подушечки пальцев касаются друг
друга поочередно. А после танца «леди» и
«джентльмены» «благодарят» друг друга: каждая
пара по очереди «кланяется» партнеру.)
С пальцами можно играть в прятки. Так:
На лужайке пять зайчат
Веселятся и пищат.
Как лисицу увидали,
Так четыре убежали.
(Четыре пальца прячутся в кулачок.)
Или так:
На полянке пять бельчат
Веселятся и пищат.
Как куницу увидали,
Три бельчонка убежали.
(Три пальца прячутся в кулачок.)
Можно так:
На опушке пять волчат
Веселятся и рычат.
Как собаку увидали,
Двое сразу убежали.
Играем до тех пор, пока не истощатся
время и фантазия или игра, наконец, не надоест.
Пальцы очень полезно заставлять работать
«счетами», давая им такие задания:
— Покажи мне два пальца! А еще как можно? А еще?
С двумя-то пальцами легко справиться, а вот с
четырьмя (это четыре пальца подряд; два — на
левой и два — на правой; три — на правой и один —
на левой и т.д.) уже нужно серьезно трудиться. И
пальцы не всегда слушаются, и вариантов много.
Вам смешно, когда малыш, будучи совсем крошечным,
пытается засунуть в рот большой палец ноги.
Кажется, будто он перепутал ногу с рукой. Как
маленькая обезьянка. Но вот он встает на ножки,
делает первые шаги... С этого момента ступни
оказываются плотно упакованными в ботиночки. Им
твердо указывается их роль — ходить!
Не поленитесь время от времени «разоблачать»
ножки ребенка, чтобы задать им и другую полезную
работу.
С давних времен известно, что в ступне
человека много активных точек, делающих ее
чувствительной к температурным раздражителям.
Поэтому часто советуют начинать закалку с
обливания ног и с хождения босиком. Кроме того,
босоногая ступня, как и рука, соприкасаясь с
разного рода поверхностями — гладкими,
шершавыми, холодными, мягкими и т.д., — является
«добытчиком» новых для человека осязательных
впечатлений. Поэтому маленькие коврики из разных
материалов и разной фактуры могут сослужить в
развитии ребенка не меньшую службу, чем,
например, пособия Монтессори, служащие этой цели,
но имеющие в виду работу рукой. Как только вы
разули малыша и предложили ему занятие на
ковриках, вы убиваете сразу трех зайцев: зайца
закалки, зайца по профилактике плоско-
стопия (бич городских детей) и зайца развития
(ребенок обучается различать материалы и
запоминает новые слова).
Делать пальчиковую гимнастику для ног
не менее полезно, как и для рук. И на ногах есть
Большак, который не прочь потанцевать время от
времени. Чтобы предоставить ему такую
возможность, надо сесть на коврик и вытянуть
ножки вперед.
Помахали правой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Помахали левой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Пальчиков на правой — пять, (Шевелим пальцами правой ноги)
Пальчиков на левой — пять. (Шевелим пальцами левой ноги)
Было пять,
Осталось пять,
Сосчитаем их опять!
Еще пальцы на ногах можно разводить
как можно шире, а потом с силой поджимать:
Старик Егор
Срубил забор.
В заборе дыра.
В дыру лезет вор!
На последних словах ноги нужно быстро
поджать под себя или поднять в воздух, потому что
у деда Егора есть большой сторожевой пес. И этот
пес собирается больно укусить воришку. А в
рифмовке такое количество звуков Р, что можно
вполне соединить пальчиковые игры с
логопедической тренировкой.
Еще ступнями можно хлопать, как в
ладоши. Сидим на полу, болтаем ногами:
Как под пальмой на полянке
Жили-были обезьянки.
Трали-вали — топ-топ-топ (Топаем ступнями по полу),
Трали-вали — хлоп да хлоп! («Хлопаем» ступнями ног)
Конечно, возможностей у пальцев ног
меньше и их не нужно тренировать так же серьезно,
как пальцы руки: в конце концов в школе им писать
не придется!
Но дома... Почему бы не попробовать дома рисовать
и писать ногами?
Возможно, «из-под ноги» вашего малыша выйдет
некий шедевр таинственно-абстракционистского
толка, и вы не погнушаетесь повесить его на
стенку. |