Цель: Продолжать формировать умение пересказывать
знакомый текст по вопросам героев былины. Развивать чувство юмора,
воображение. Поощрять желание детей сочинять небылицы самостоятельно,
объясняя в чём состоит неправдоподобность утверждения. Воспитывать
интерес к русскому народному творчеству.
Материал: Ширма, куклы-перчатки: Вавила, Матушка,
Девочка Катюха.
Ход: Звучит весёлая музыка. Дети рассаживаются
перед театральной ширмой. Воспитатель уходит за ширму, надевает на руку
куклу-перчатку - Вавилу. Спектакль начинается.
Вавила: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы продолжаете путешествовать
по русским былинам. Я живу в одной из них. А кто я и откуда, расскажу,
если вы выговорите чистоговорку:
Из-под Костромщины
Шли четыре мужчины.
Говорили про покупки,
Про крупу да про покрупки.
Дети повторяют.
Вавила: Молодцы! Вам откроюсь я! Зовут меня Вавила. Догадались из
какой я былины?
Дети: Да, "Вавила и скоморохи".
Вавила: Тогда расскажите. А начнёт рассказ тот, на ком закончится
моя считалка:
Я пойду, куплю дуду,
Я по улице пройду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы молчим -
Ты говори!
Ребёнок начинает пересказ: У честной вдовы да у Ненилы было чадо
любимое да Вавила. А поехал он на ниву пахать - родну Матушку кормить. И
пришли к нему скоморохи и говорят: "Мы идём на Нищее царство,
переиграть царя Гороха и всю его семью".
Вавила: Конечно, переиграть. А как переиграть? Переиграть можно по
разному. Давайте сыграем в игру "Оркестр" и посмотрим кто кого
переиграет.
(Дети играют в игру "Необычный оркестр". Ход игры смотри в
"Предварительной работе "Вавила и скоморохи" п.9)
Вавила: Хорошо, шумно и весело, как на настоящей ярмарке. А что же
случилось, когда скоморохи мне предложили в дудочку сыграть?
Дети: Заиграл Вавила во гудочек, заиграл гудочек, как звоночек. У
Вавилы в руках были вожжи - превратились они в шёлковые струны.
Вавила: Молодцы, хорошо помните былину.
(Звучит музыка, появляется кукла-Матушка.)
Вавила (обращаясь к ней): Матушка! Зовут меня скоморохи в
путь-дорогу скоморошничать.
Матушка: Хорошо, сынок, отправляйся. Но сначала за стол садитесь, а
уж потом в путь-дорогу отправляйтесь.
Матушка: Поднесла я хлеба ржаные, а стали они :
Дети: пшеничные.
Матушка: Поднесла варёную курицу :
Дети: та взмахнула крыльями да полетела.
(Кукла-Матушка прячется за ширмой).
Вавила: Отпустила меня Матушка родная в дорогу и пошли мы
скоморошничать. А кого же мы встретили на пути?
Дети: Встретили мужиков что строят избу. Скоморохи спросили: "Вам
помочь?" Мужики их прогнали.
Вавила: Точно-точно, так всё и было. Заиграл я тогда в гусли. Какие
чудеса стали происходить?
Дети:
Ехала деревня мимо мужика -
Глядь, из-под собаки лают ворота.
- Тпру-у, - сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в хату,
А мужик стоял.
Лошадь ела сало,
А мужик овёс.
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.
Вавила: И пошли мы дальше. А чудеса всё продолжались : Видим на
горе пасётся корова, под горой у реки стоит телега, рядом сапоги, тут я
как заиграю в гудок-звончатый.
Дети:
На горе стоит телега,
Слёзы падают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Вавила: Ох, и весело было! И пошли мы дальше.
(Появляется Катюха, несёт петуха).
Вавила (обращаясь к ней): Бог в помощь - продать петуха!
Катюха: Спасибо, люди добрые, за добрые слова.
Вавила (обращаясь к детям): Ну-ка, ребята, вспомните, какую новую
смешилку я сочинил про девочку Катюху?
Дети:
Катя, Катя, Катюха,
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!
Катя: Ребята, а со мной поиграете в весёлые рифмы?
(Проводится игра "Рифмы".Девочка начинает предложение, дети
заканчивают).
На кривые две ноги
Одеваем:сапоги.
Шла корова и мычала,
Шла собака и :рычала.
Ехал Ваня на коне,
А Маруся в это время отдыхала на :Луне.
Подарили Кате киску,
Киска любит есть :сосиски.
Долго рёвушка ревела,
Так, что платье:отсырело.
У кого длиннющий нос,
Тот и сам чуть-чуть :подрос.
(Катя уходит, машет на прощание рукой).
Вавила: И пошли скоморохи по дороге, и пришли в Нищее царство. Чем
же заканчивается моя история?
Дети: Пришли скоморохи в царство. Переиграли царя и его семейство. И
стал Вавила сам царствовать. И привёз свою Матушку. Стали они
жить-поживать да добра наживать.
(Воспитатель выходит из-за ширмы).
Воспитатель: Понравилась вам страна-Небывальщина?
Дети: Да!
Воспитатель: Я уверена, что вы и сами сможете сочинить небылицы не
хуже скоморохов.
Дети сочиняют небылицы. Например:
Из колодца можно набрать ведро яблочного сока (в колодце
яблочного сока не бывает).
В самоваре варят щи (в самоваре кипятят воду).
Весной начинается листопад( листопад бывает только осенью).
В поле растут булки(в поле растут колосья пшеницы).
В завершение проводится музыкально-ритмическая игра "Русская
плясовая". |