Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
представить, что они стали художниками, взяли воображаемые кисти и
начали рисовать.
— Посмотрите, какие
красивые картины у вас получились! Полюбуйтесь ими! А теперь улыбнитесь
друг другу.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Конфетка».
3. Развитие речевого
дыхания
— Подарили мальчику Боре
барабан, красивый, новый, блестящий. Боря взял в руки барабанные
палочки и стал барабанить. То громко: б-б-б, то тихо: б-б-б.
Педагог предлагает детям
найти на рисунке палочки от барабана, мысленно поставить в воздухе возле
них указательные пальцы обеих рук и по команде произнести звук б тихо,
на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев по
«звуковой дорожке» до верхнего рисунка (барабан).
Упражнение повторяется с
движением в заданном темпе указательных пальцев от верхнего рисунка
(барабан) до нижних рисунков (палочки), дети произносят звук б громко.
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: бабушка,
барабан, бублик, брат, пушка, шум, стол, бумага, грабли, булка, болото,
корабли, собака и т. д. Услышав слово со звуком б, дети должны поднять
руки вверх.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука б,
развитие элементов интонационной выразительности
— Послушайте
внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай!
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук б.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в
слове собаченька.
— Повторите потешку,
отхлопывая ритм.
— А теперь повторите ее
без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите потешку
тихо, чтобы не разбудить собачку.
— А теперь громко —
собачка проснулась.
— Повторите потешку
медленно, как будто баюкаете собачку.
— Расскажите ее низким
голосом, как сказала бы большая собака (высоким голосом — как маленькая
собачка).
Далее следует работа в
подгруппах.
Часть II
Оборудование и
материалы: альбомные листы и набор геометрических фигур разного
цвета в коробочках для каждого ребенка; песочные часы. Во время работы
листы у детей должны быть расположены вертикально.
— Поднимите правую руку,
опустите.
— Поднимите левую руку,
опустите.
— Посмотрите вверх,
посмотрите вниз.
— На предыдущих занятиях
я вам диктовала, куда поставить ту или иную фигуру. А сегодня вы будете
делать это сами. Вы будете четко произносить цвет, название
геометрической фигуры и место, куда вы ее предполагаете положить, а я
вам буду помогать.
— Положите красный круг
на лист справа.
— Положите, пожалуйста,
синий квадрат на нижнюю часть листа.
— Красный треугольник
положите на лист слева.
— Зеленый квадрат
положите на верхнюю часть листа.
Далее педагог задает детям
вопросы:
— Где находится зеленый
квадрат? (Зеленый квадрат находится вверху.)
— Какая геометрическая
фигура находится слева? (Слева — красный треугольник.)
— Где находится красный
круг? (Красный круг находится справа.)
— Какая геометрическая
фигура находится внизу? (Внизу находится синий квадрат.)
— Подойдите ко мне,
встаньте спиной к столам. Вспомните, не глядя на столы, где какая фигура
находится.
— Скажите, пожалуйста,
где находятся квадраты? (Зеленый — вверху, синий— внизу.)
— Сколько на листе
треугольников? (Один красный треугольник слева.)
— Сколько кругов? (Один
красный круг справа.) |