1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег.
— Мы
вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше,
потом еще снежок, еще. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги
замерзли — постучим одной ногой о другую. Вернулись в группу.
Улыбнулись друг другу!
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3.
Развитие речевого дыхания
—
Стояла на горе старая ветряная мельница. Когда дул ветер, у нее
крутились крылья: «ц-ц-ц». Со всей округи привозили зерно на мельницу,
чтобы смолоть его на муку, а обратно увозили на телегах мешки с мукой. А
колеса нагруженной телеги пели: «ц-ц-ц».
Детям предлагается найти на рисунке мельницу (верх рисунка), мысленно
(в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и
произнести на одном дыхании серию звуков «ц», сопровождая это движением
указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до телеги с
мешками (низ рисунка).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
телеги с мешками (низ рисунка) до мельницы (верх рисунка).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: цапля, кольцо, царь, воробей, синица,
гусеница, колодец, певец, цыпленок, умница, машина, дерево, мельница и
др.
Услышав слово со звуком «ц», дети должны присесть.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «ц», развитие элементов интонационной выразительности
—
Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Как у
нашего крыльца
Целый
день стоит овца.
—
Обратите внимание, как правильно произносится звук «ц».
—
Произнесите этот звук, четко артикулируя.
—
Выделите ударный слог в слове крыльцо.
—
Повторите потешку, отхлопывая ритм.
—
Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя
каждый звук.
—
Повторите ее тихо — так, как листья шелестят на деревьях.
— А
теперь — громче, как будто у деревьев колышутся ветви.
— И
очень громко: налетел сильный ветер, и деревья раскачиваются на ветру.
—
Повторите потешку сердито, овца хотела листья с дерева ощипать.
— А
теперь ласково: вы любуетесь деревьями.
— И
низким голосом, как сказал бы папа.
—
Расскажите ее высоким голосом, как поет маленькая птичка.
— А
теперь — умеренным голосом, как вы беседуете между собой.
—
Повторите потешку медленно: дети идут не спеша.
— А
теперь быстро: дети побежали.
Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование
и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для
каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением домика,
составленного из 4 треугольников.
—
Положите перед собой два треугольника и соедините широкую сторону одного
треугольника с широкой стороной другого.
—
Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Квадрат.)
—
Расскажите, как вы составляли фигуру.
—
Теперь положите перед собой оставшиеся два треугольника и соедините их
короткими сторонами.
—
Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Большой треугольник.)
—
Расскажите, как вы составляли эту фигуру?
—
Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Домик.)
— Мы
уже составляли домик. Вспомните, сколько треугольников потребовалось
тогда, чтобы составить домик? (Три треугольника.)
—
Посмотрите на плакат. Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать
такой домик? (Четыре треугольника.)
— Из
каких частей состоит домик? (Из крыши и главной части.)
—
Сколько треугольников потребуется, чтобы сложить главную часть дома?
(Два треугольника.)
—
Какая геометрическая фигура из них получилась? (Квадрат.)
—
Сколько треугольников потребуется, чтобы составить крышу дома? (Два
треугольника.)
—
Какая геометрическая фигура из них получилась? (Большой треугольник.)
—
Составьте домик из тех частей, которые вы уже сложили.
— Все
справились с заданием?
Далее педагог просит 1-2 детей рассказать, как они строили дом, от
начала до конца.
—
Слушайте внимательно своих друзей, дополняйте рассказ, исправляйте.
Затем педагог предлагает детям составить из четырех треугольников
любой домик — такой, какой им нравится. |