Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
вообразить, что они превратились в снежинки.
— Снежинки кружатся,
взлетают, падают. Ветер подул — снежинки полетели, закружились, затем
собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Качели».
3. Развитие речевого
дыхания
— Пошли дети гулять в
лес. Слышат, будто кто-то по дереву стучит: д-д-д. Подняли глаза и
увидели: высоко сидит птичка в красной шапочке и клювом дерево долбит:
д-д-д. Прислушались дети, посмотрели внимательно и увидели ниже точно
такую же красивую птичку. Она тоже стучала клювом по дереву: д-д-д. Эта
птичка — дятел. Дятел червячков ищет, деревья лечит.
Детям предлагается найти
глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно (в воздухе) поставить на нее
указательный палец правой руки и произнести серию звуков д на одном
дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по
«звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки.
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхней
точки.
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: дом,
Даша, плоды, дым, друг, куча, качели, дорога, дрова, дыня, береза,
солнышко, дудка, здание, звезда и т. д.
Услышав слово со звуком д,
дети должны выставить одну ногу вперед. (Педагог поощряет детей, если
они сами подберут слова с заданным звуком.)
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука д,
развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок.
Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Почему мой друг Данилка
Говорит одни дразнилки?
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук д.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя. Дети произносят д хором, парами, по одному.
— Выделим ударный слог в
слове Данилка.
— Прочитайте стишок без
голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Повторите его громко —
Данилка громко дразнится.
— А теперь низким
голосом — как сказал бы дедушка.
— И высоким голосом —
как сказала бы маленькая девочка.
— Прочитайте стишок
умеренным голосом, как будто разговариваете между собой.
— А теперь медленно.
— И быстро.
Затем работа продолжается в
подгруппах (мальчики — девочки).
Часть II
Оборудование и
материалы: 2 плаката с изображениями предметов, составленных из
геометрических фигур разного цвета; песочные часы (1 мин); набор
геометрических фигур разного цвета у каждого ребенка.
— Рассмотрите первый
плакат. Что на нем изображено? (Цветок.)
— Подумайте, из каких
геометрических фигур состоит цветок? Какого они цвета? (Из синих кругов и
красного.)
— Как расположены круги?
(В середине красный круг, а вокруг него — синие.)
— Сколько красных
кругов? (Один.)
— Сколько синих? Давайте
сосчитаем вместе. (5 синих кругов.)
— Посмотрите еще раз на
плакат (15-20 с). Запомните расположение фигур.
Дети рассматривают плакат в
течение 15-20 с. Затем педагог убирает его. Дети выкладывают цветок по
памяти. Тот, кто выполнил свою работу, встает у своего стола. Когда все
дети выполнят задание, педагог снова вывешивает плакат перед детьми и
просит сравнить их работу с образцом.
Дети рассказывают, как они
выполняли работу, называя последовательность своих действий.
По такому же плану
проводится работа со вторым плакатом. |