Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
вообразить, что они пришли в зоопарк.
— Сейчас мы подойдем к
обезьянам. Обезьяны улыбаются — и мы им улыбнемся. Они машут лапами — и
мы помашем руками. Обезьяны нахмурились — и мы нахмуримся. Они попрыгали
— и мы попрыгаем. А теперь улыбнемся друг другу и вернемся и группу.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3. Развитие речевого
дыхания
— Нашел медведь на
поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко
песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.
Педагог предлагает детям
найти глазами нижнюю точку на рисунке (медведь), мысленно (в воздухе)
поставить возле нее указательный палец правой руки и произнести, не
прерываясь, громко звук э на одном дыхании, сопровождая это движением
указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до верхней точки
на рисунке (лес).
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца левой руки от верхней точки (лес) до
нижней (медведь), звук э дети произносят тихо.
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Эдик,
Эмма, ель, ножницы, трамвай, эскимо, электричество, эхо, Лена, рыба,
мама, Эльвира, этаж и т. д.
Услышав слово со звуком э,
дети должны подпрыгнуть на месте.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука э,
развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок.
Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Элла в лесу очень громко
кричала.
Эхо тихонечко ей
отвечало.
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук э. Произнесите его, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в
слове эхо.
— Повторите стишок,
отхлопывая ритм.
— А теперь без голоса
(звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите стишок
низким голосом, — как медведь.
— А теперь высоким
голосом, — как медвежонок.
— Повторите стишок
медленно, нараспев.
— А теперь весело:
медвежонок обрадовался меду.
Часть II
Оборудование и
материалы: альбомные листы бумаги для каждого ребенка. (При
выполнении упражнений листы должны быть расположены вертикально.)
— Поднимите, пожалуйста,
правую руку (левую).
— Покажите правый край
листа (левый).
— Покажите верхний край
листа (нижний край).
— Покажите центр листа.
— Положите, пожалуйста,
правую ладошку справа от листа. Где лежит ладошка? (Справа.)
— А теперь — левую
ладошку слева от листа. Где лежит ладошка? (Слева.)
— Уберите ладошки от
листа и будьте внимательны.
— Положите, пожалуйста,
правую ладошку на нижнюю часть листа. Где находится правая ладошка?
(Правая ладошка находится в нижней части листа — внизу.)
— Положите, пожалуйста,
левую ладошку на верхнюю часть листа. Где находится левая ладошка?
(Левая ладошка находится вверху.)
— Положите правую
ладошку в центр листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка
находится в центре листа.)
Такого типа занятия
проводятся до тех пор, пока дети не научатся свободно ориентироваться на
листе бумаги. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый
ребенок формулировал полный ответ на вопрос (связное учебное
высказывание).
Для усложнения задания
педагог предлагает детям самим сформулировать задания.
— Положите, пожалуйста,
правую ладонь справа от листа.
— Положите левую руку
посередине листа.
— Положите правую ладонь
на верхнюю часть листа (и т. д.).
Педагог на первых порах
помогает детям формулировать нетолько задания, но и соответствующие
вопросы и ответы на них. |