Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что их пригласили на день
рождения. Все становятся в круг, водят хоровод, показывают, какой они
испекли пирог: высокий, большой, вкусный. Все улыбаются друг другу, всем
детям весело.
2.
Артикуляционные упражнения
«Окошечко в домике открылось»;
«Улыбка-дудочка»;
«Иголочка».
3.
Развитие речевого дыхания
— Жили у
бабушки три гуся. Однажды гуляли они у речки и поссорились. Один гусь
ушел — он очень обиделся. Гуси решили помириться и стали звать
обидевшегося гуся: «г-г-г», а он им отвечал: «г-г-г». Вот так и
помирились.
Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку (два гуся),
мысленно (в воздухе) поставить около нее указательный палец правой руки
и произнести серию звуков «г» на одном дыхании, сопровождая это
движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в
заданном темпе до нижней точки (один гусь).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
нижней точки (один гусь) указательным пальцем левой руки до верхней
(два гуся).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: гамак, галка, голубь, гроза, трамвай, мост,
шляпа, гуси, углы, горы, луга, иголка, рыба, каша, гости, тигры,
виноград и др.
Услышав слово со звуком «г», дети поднимают одну ногу.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «г», развитие элементов интонационной выразительности.
— Прослушайте
стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ах ты,
радуга-дуга.
Перекинься на
луга.
— Обратите
внимание, как следует правильно произносить звук «г».
— Произнесите
этот звук, четко артикулируя.
— Выделите
ударный слог в слове радуга.
— Повторите
стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь
произнесите тихо.
— А теперь —
умеренным голосом, так, как мы разговариваем с мамой.
— Прочитайте
стишок громко, чтобы всем было слышно.
— А теперь
медленно — так, как идет гусь.
— Расскажите
стишок побыстрее — так, как летит голубь.
— А теперь
низким голосом, как сказал бы большой гусь.
— А теперь
высоким голосом, как сказал бы маленький голубь.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование и
материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте
для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением
домика.
— Рассмотрите
плакат. Что на нем изображено? (Домик.)
— Сколько
нужно треугольников, чтобы построить такой домик? (Три треугольника.)
— Сколько
потребуется треугольников, чтобы сделать крышу домика? (Один.)
— Какая
геометрическая фигура получится из двух треугольников, если широкую
сторону одного треугольника соединить с широкой стороной другого
треугольника? (Квадрат.)
— Рассмотрите
внимательно домик.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение 1 минуты по
песочным выложить из треугольников такой же домик (время определяется по
песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все
дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям
сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом и
исправляют ошибки.
Далее педагог просит рассказать детей, как они строили домик:
— Сколько
треугольников вам потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Сколько
треугольников вам потребовалось, чтобы сделать крышу?
— Сколько
треугольников вам потребовалось, чтобы построить домик без крыши? Какая
геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
— Как из двух
треугольников получился квадрат?
Далее педагог предлагает детям построить из 3 треугольников любую
фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы. |