Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где
спит мама.
— Дети идут
по комнате тихо-тихо — мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице
громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком — не лай,
собачка, мама спит. Ходим тихо по комнате, не шумим. Мама проснулась —
улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3.
Развитие речевого дыхания
— Однажды
девочка возвращалась от бабушки. Вдруг туча закрыла солнце и начался
сильный дождь. Но девочка не растерялась. Она раскрыла свой зонтик и
пошла домой. Капли дождя сильно стучали по зонту: «к-к-к». А девочка
улыбалась и отвечала дождинкам: «к-к-к».
Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить в верхней части
листа (туча) указательные пальцы обеих рук и произнести сначала тихо,
затем громче серию звуков «к» на одном дыхании, сопровождая это
движением указательных пальцев (по «звуковой дорожке») до нижней точки
(зонтик).
Упражнение повторяется 2-3 раза (громко — сильный дождь; тихо — дождь
начинается.)
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Коля, квас, костер, кукушка, каблук, окно,
акула, ворона, арбуз, лес, лук, минутка, капуста, коза и др.
Услышав слово со звуком «к», дети должны спрятать руки за спину.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «к», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте
потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Котя,
котенька, коток.
Котя острый
коготок.
— Обратите
внимание, как правильно следует произносить звук «к».
— Произнесите
этот звук, четко артикулируя. Дети произносят «к» хором, парами, по
одному.
— Выделите
ударный слог в слове «котенька».
— Повторите
потешку без голоса (звук «к» выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь
тихо-тихо — не разбудим кота.
— А теперь
громко, позовем кота гулять.
— Расскажите
потешку умеренно.
— И низким
голосом.
— И высоким
голосом.
— Повторите
ее быстро — мы убегаем от кота.
— А теперь
медленно — мы гладим котика.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование и
материалы: по 2 равнобедренных треугольника в конверте
для каждого ребенка; плакаты с изображениями елочки и квадрата,
составленными из 2 треугольников.
— Выложите из
двух треугольников елочку.
— Тот, кто
выполнил работу, встает у своего стола.
После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает
плакат с изображением елочки.
Дети, которые не справились с заданием, исправляют свои ошибки.
Далее педагог просит детей рассказать, как они выкладывали из
треугольников елочку.
— Сколько
треугольников вам потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Куда
направлена широкая сторона верхнего треугольника? (Вниз.)
— Куда
направлена широкая сторона нижнего треугольника? (Вниз.)
— Поверните
нижний треугольник так, чтобы его широкая сторона соприкоснулась с
широкой стороной верхнего треугольника.
Педагог показывает, как надо выполнить это задание, если не у всех
детей получилось.
— Какая
геометрическая у вас фигура получилась? (Квадрат.)
Педагог показывает плакат с квадратом.
—
Расскажите, как у вас получился квадрат. (Широкую сторону одного
треугольника совместили с широкой стороной другого треугольника.)
Дети повторяют этот ответ вместе с педагогом.
Далее педагог предлагает детям сложить из двух треугольников
произвольную фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей
работы. |