Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог
предлагает детям вообразить, что они поднимаются с санками на горку.
— Подниматься
вам трудно. Но вот вы на горке. Помахали рукой: вот куда мы забрались! А
теперь покатились с горки. Вот как весело! Улыбнулись друг другу!
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка»;
• «Иголочка».
3. Развитие
речевого дыхания
— Подарили
Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но
однажды колесо самоката начало сдуваться: «с-с-с». Достал Слава насос,
начал накачивать колесо: «с-с-с». Починил Слава самокат. Рады его
друзья, рад и Слава.
Детям предлагается найти на рисунке самокат, мысленно (в воздухе)
поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном
дыхании серию звуков с, сопровождая это движением указательного пальца
по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до верхнего рисунка (насос).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки по
«звуковой дорожке» до нижнего рисунка (самокат).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: сом, соль,
собака, коса, бусы, шапка, шуба, рука, самолет, роса, автобус, цветок,
дом, нос, сумка, ананас и др.
Услышав слово со звуком «с», дети должны поставить руки на пояс.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «с», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте
стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Снова к нам
придет весна,
Лес очнется
ото сна.
— Обратите
внимание, как правильно произносится звук «с».
— Произнесите
этот звук, четко артикулируя.
— Выделите
ударный слог в слове весна.
— Прочитайте
стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь —
тихо, чтобы услышать капель.
— Прочитайте
стишок громко.
— А теперь
ласково, как говорит бабушка.
— А теперь
медленно — как идет маленький ребенок.
— И побыстрее
— как бежит заяц.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть II
Оборудование и
материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте
для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением елочек
2 видов и большого треугольника, составленного из 2 маленьких.
— Сколько у
вас треугольников? (Три треугольника.)
— Составьте
елочку из трех треугольников.
— Сравните с
плакатом. У вас получилась такая же елочка?
— Как вы ее
составляли? (Один треугольник положили широкой стороной вниз; второй
треугольник положили широкой стороной вниз под первым треугольником;
третий треугольник положили под вторым так же — широкой стороной вниз.)
— Хорошие
елочки у вас получились! Сейчас мы попробуем сделать елочку по-другому.
Посмотрите: я беру два треугольника и присоединяю одну короткую сторону к
другой. Посмотрите, треугольники как будто поссорились, они отвернулись
друг от друга.
— Какая
геометрическая фигура получилась? (Большой треугольник.)
— Выложите
большой треугольник.
— Положите
маленький треугольник широкой стороной вниз над большим треугольником.
— Что у вас
получилось? (Елочка.)
Педагог просит детей рассказать, как они составляли елочку. После
этого педагог предлагает детям составить из трех треугольников любую
фигуру — кто какую хочет. |