Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
вообразить, что они медвежата.
— Идут медвежата по
лесу, переваливаясь. Увидели пчелиные ульи — улыбнулись, облизнулись.
Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут же налетели пчелы.
Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно
кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно:
убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3. Развитие речевого
дыхания
— Жил-был мальчик Толя.
Он очень любил мастерить. Решил Толя сделать кормушку для птиц. Достал
молоток, гвозди, доски и принялся за дело. Весело стучит по гвоздям
молоток: т-т-т. Вот и кормушка готова. Обрадуются воробьи и синички.
Детям предлагается найти на
рисунке молоток, мысленно (в воздухе) поставить возле него указательный
палец правой руки и произнести серию звуков т на одном дыхании,
сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» от
рисунка молоточка до каждого гвоздика.
Упражнение повторяется с
«ударами» указательным пальцем левой руки в воздухе по всем гвоздикам в
заданном темпе.
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Таня,
Тоня, стул, стол, кот, рот, слон, дом, ваза, трамвай, табурет, туча,
трава, труба, утка и т. д.
Услышав слово со звуком го,
дети ударяют кулачком о кулачок.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука т,
развитие элементов интонационной выразительности
На занятии используется
потешка:
— Прослушайте потешку.
Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук го.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя. Дети произносят го хором, парами, по одному.
— Выделим ударный слог в
слове молоток.
— Повторите потешку,
отхлопывая ритм.
— Расскажите потешку без
голоса, четко артикулируя каждый звук.
— А теперь низким
голосом, как стучит большой молоток.
— Повторите потешку
высоким голосом, как стучит маленький молоточек.
— А теперь умеренным
голосом, как стучит молоток средней величины.
— Расскажите ее громко —
молоток громко стучит совсем рядом.
— А теперь тихо-тихо —
молоток стучит далеко-далеко.
— Повторите потешку
быстро — молоток спешит.
— И медленно — молоток
устал.
Далее работа проводится в
подгруппах.
Часть II
Оборудование и
материалы: таблица размером не менее половины листа ватмана, с
левой стороны которой расположены вертикально: треугольник, круг,
прямоугольник; справа — предметы, в которых дети могли бы увидеть
геометрические фигуры (снеговик, портфель, телевизор, морковь, елочка,
капуста и т. д.).
— Рассмотрите таблицу.
Какие геометрические фигуры расположены слева? (Треугольник, круг,
прямоугольник.)
— Найдите среди
изображенных предметов, расположенных справа, такие, которые похожи на
геометрические фигуры.
1-й ребенок
Я думаю, что портфель
похож на прямоугольник.
2-й ребенок
Я думаю, что морковка
похожа на треугольник.
3-й ребенок
Я нашел воздушный шарик.
Шарик похож на круг.
После того как дети выполнят
задания по таблице с фигурами, педагог предлагает им найти в комнате
предметы, похожие на эти геометрические фигуры.
Педагог побуждает детей при
ответах формулировать развернутые учебные высказывания. |