Часть I
1. Упражнение для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Дети стоят на ковре. Педагог
предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он
остановился, огляделся, нахмурился — цыплята далеко ушли; испугался —
собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка».
3. Развитие речевого
дыхания
— Жили-были Маша и Петя.
Была у них бабушка, которую они очень любили. Но бабушка жила в другом
городе. Бабушка решила приехать к ним в гости. Пошли дети с мамой на
вокзал встречать бабушку. Дети очень хотели, чтобы бабушка поскорее
приехала. И вот все услышали, как гудит поезд: у-у-у. Поезд подъехал к
вокзалу, дети увидели свою бабушку и очень обрадовались.
Детям предлагается найти
глазами нижнюю точку на рисунке (поезд), мысленно (в воздухе) поставить
на нее указательный палец н произнести, не прерываясь, звук у на одном
дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в воздухе в
умеренном темпе по «звуковой дорожке» до верхней точки (вокзал).
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца другой руки от верхней точки (вокзал) до
нижней (поезд).
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: утро.
Уля, утка, фрукты, кубик, ухо, сказка, скамейка, фартук, поезд. Мурзик,
зубы, дуб, муха и т. д.
Услышав слово со звуком у,
дети должны спрятать руки за спину.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука у,
развитие элементов интонационной выразительности
— Послушайте потешку.
Слушайте внимательно. Какой звук я выделяю голосом?
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
— Назовите этот звук.
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук у.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя.
Дети выполняют задание —
сначала хором, потом по отдельности. Педагог объясняет, что значит
ударный слог, выделяет ударный слог хлопком и голосом, затем произносит
вместе с детьми.
— Выделите ударный слог в
слове ворон.
— Повторите потешку,
отхлопывая ритм.
— Повторите потешку без
голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите потешку
тихо-тихо, как будто по секрету.
— А теперь громче — так,
как вы говорите в группе.
— Повторите ее громко —
так, как вы читаете стихи в зале.
— Произнесите низким
голосом, как сказал бы старый ворон.
— А теперь — высоким
голосом, как сказал бы маленький вороненок.
Часть II
Оборудование и
материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2 к 3 м).
Все дети стоят у кромки
ковра. Педагог напоминает им:
— Там, где ми стоим, —
это низ ковра; противоположная сторона — это верх ковра.
— Поднимите, пожалуйста,
правую руку.
— Какую руку вы подняли?
(Правую.)
— Посмотрите направо,
опустите руну.
— Что находится справа?
(Дверь.)
— Поднимите левую руку,
посмотрите налево.
— Какую вы руку подняли?
(Левую.)
— Что находится слева?
(Окно.)
— По моей команде вы
должны встать, куда я скажу.
— Встаньте в центр
ковра. Где вы стоите? (В центре ковра.)
— Встаньте внизу ковра.
Где вы стоите? (Внизу ковра.)
— Встаньте справа. Где
стоят дети? (Справа.)
— Кто стоит справа?
(Дети.)
— Встаньте вверх ковра.
Где вы стоите? (Вверху ковра.)
— Встаньте в низ ковра.
— Встаньте слева. Где вы
стоите? (Слева.)
— Девочки встанут слева,
а мальчики — справа.
— Где стоят девочки?
(Слева.)
— Где стоят мальчики?
(Справа.)
Задания можно повторить
несколько раз.
Если дети путают понятия
«право — лево», особенно на первых занятиях, педагог должен помочь им —
незаметно исправлять их ошибки, позаниматься индивидуально вне занятий. |