Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый
маленький котенок, погладить его, послушать, как он мурлычет.
—
Теперь поиграем с котенком. На ниточке у нас бантик, котенок бежит за
бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то
опускаем. Весело играть с котенком! Улыбнитесь друг другу!
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Конфетка».
3.
Развитие речевого дыхания
— В
одном улье жили пчелы. Каждое утро они вылетали искать сладкий нектар. И
вот однажды одна пчелка нашла такой красивый цветок, что сразу громко
позвала подруг-пчелок: «з-з-з». Услышала ее подруга-пчелка, громко ей
ответила: «з-з-з» — и полетела к цветку.
Детям предлагается найти на рисунке цветок с пчелкой (низ рисунка),
мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и
произнести на одном дыхании серию звуков «з», сопровождая это движением
указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до пчелки
(верх рисунка).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
пчелки (верх рисунка) до цветка с пчелкой (низ рисунка).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Зоя, заяц, зонт, гнездо, завод, замок, коза,
очки, дождик, гроза, карандаш, знак, бумага, книга, роза, слеза, зубы,
мороз и др.
Услышав слово со звуком «з», дети должны вытянуть руки перед собой.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произношения и
артикуляции звука «з», развитие элементов интонационной выразительности
—
Прослушайте скороговорку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю
голосом?
Зоя у
березы
Посадила
розы.
—
Обратите внимание, как правильно произносится звук «з».
—
Произнесите этот звук, четко артикулируя.
—
Выделите ударный слог в слове Зоя.
—
Повторите скороговорку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя
каждый звук.
—
Произнесите ее шепотом, как будто листья шелестят перед грозой.
— А
теперь громко, будто гремит гром.
—
Произнесите ее низким голосом, как сказал бы дедушка.
— А
теперь высоким голосом, как поет маленькая птичка.
—
Произнесите ласково: какая красивая роза!
— И
сердито: вас уколола роза.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование
и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для
каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением лодки,
составленной из 3 треугольников.
—
Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Лодка.)
—
Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такую лодку? (Три
треугольника.)
— Как
расположен первый треугольник? (Широкой стороной вверх.)
— Как
расположен второй треугольник? (Широкой стороной вниз.)
— А
третий треугольник? (Широкой стороной вверх.)
— На
что похожа эта фигура? (На лодку.)
—
Рассмотрите внимательно лодку.
Педагог убирает плакат.
—
Вспомните, как был расположен первый треугольник.
Педагог предлагает детям за 1 минуту составить такую же лодку из
треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все
дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям
сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом,
находят ошибки и исправляют их.
Педагог просит рассказать детей, как они выполняли задание. Дети
должны попытаться самостоятельно рассказать о своей работе.
1-й
ребенок. Для того чтобы составить лодку, мне потребовалось три
треугольника.
2-й
ребенок. Первый треугольник я положил широкой стороной вверх.
3-й
ребенок. Второй треугольник я положил широкой стороной вниз.
4-й
ребенок. Третий треугольник я положил широкой стороной вверх.
Педагог. Кто хочет рассказать о своей работе от начала до конца?
Затем педагог дает детям еще по одному треугольнику и предлагает
составить из четырех треугольников любую фигуру. Дети рассказывают, что у
них получилось и как они это сделали. |