Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что у него в руках волшебная
палочка. Взмахнет палочкой — дети начнут плясать и играть; взмахнет еще
раз — дети застывают на месте. Педагог предлагает детям следить за
палочкой, быть внимательными. После игры дети должны улыбнуться друг
другу.
2.
Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Качели».
3.
Развитие речевого дыхания
Жил в
лесу большой жук. Жужжал он низким голосом: «ж-ж-ж». И все его боялись.
А этот жук был добрый, никого не обижал. В этом же лесу жил маленький
жук, и жужжал он тоненьким голоском: «ж-ж-ж». И вот большой жук
пригласил в гости маленького жука. Маленький жук сначала испугался, а
потом полетел к большому жуку домой, и они стали друзьями.
Детям предлагается найти верхнюю точку рисунка (большой жук),
мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и
произнести на одном дыхании серию звуков «ж», сопровождая это движением
указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в умеренном темпе
до нижней точки (листок с маленьким жуком).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
нижней точки (листок с маленьким жуком) до верхней точки рисунка
(большой жук).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: жук, жаба, пижама, забор, сук, гора, лыжи,
пожар, этажи, кожа, Жора, самокат, пирожок, гаражи, ножи, жвачка и др.
Услышав слово со звуком ж, дети должны хлопнуть ладошками по
коленкам.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука ж, развитие элементов интонационной выразительности
—
Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Жарко
жуку
Лежать
на боку.
—
Обратите внимание, как правильно произносится звук ж.
—
Произнесите этот звук, четко артикулируя.
—
Выделите ударный слог в слове жарко.
—
Расскажите потешку, отхлопывая ритм.
— А
теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А
теперь тихо, словно по секрету.
—
Повторите потешку громко, чтобы все слышали.
— А
теперь сердито: мама вас ругает за то, что вы испачкались.
— И
ласково: бабушка вас пожалела.
—
Расскажите ее низким голосом, как большой медведь.
— А
теперь — высоким голосом, как мышка.
Далее работа продолжается в подгруппах.
Часть
II
Оборудование
и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для
каждого ребенка; песочные часы (1 мин);
3 плаката с изображением елочек, составленных из 4 треугольников.
—
Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Елочка.)
— Как
на нем расположены треугольники? (Широкой стороной вниз, друг под
другом.)
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить такую
же елочку (время определяется по песочным часам).
—
Рассмотрите второй плакат.
—
Сколько потребовалось треугольников, чтобы составить такую елочку?
(Четыре треугольника.)
—
Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников в нижней
части второй елочки? (Большой треугольник.)
— Чем
отличается вторая елочка от первой? (У первой елочки треугольники лежат
друг под другом, а у второй — два треугольника, как у первой, а из двух
других треугольников составлен большой треугольник.)
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить вторую
елочку.
— Из
каких геометрических фигур составлена вторая елочка? (Из двух маленьких
треугольников и одного большого.)
—
Рассмотрите третью елочку.
—
Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую елочку?
(Четыре треугольника.)
— Из
каких частей состоит эта елочка? (Из двух больших треугольников.)
— Как
быстрее составить такую же елочку?
—
Нужно ли разбирать большой треугольник? (Нет.)
— А
что нужно сделать? (Из двух верхних треугольников составить один
большой.)
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить третью
елочку.
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении 1
минуты педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с
образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом,
находят ошибки и исправляют их.
Далее педагог просит 2-3 детей рассказать о том, как они выполняли
задание (о первых двух елочках — по памяти, третью дети видят перед
собой). Каждый ребенок рассказывает о составлении любой из этих елочек —
по выбору.
Далее детям предлагается составить любые фигуры из четырех
треугольников. |