Занятие 1
Учитель. Покажите ладошки. Разотрите
их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте
его между ладошками.
Вот все пальчики мои.
(Поворачиваем кисти рук.)
Их, как хочешь, поверни –
(Хлопаем перед собой, потом за спиной.)
И вот этак, и вот так –
(Руки ставим перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак.
(Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Делаем круговые движения кистями рук.)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями рук.)
– Прочитайте загадку. Какое слово в
ней пропущено?
На доске:
В жару прохладная струя
Звенящим шорохом чарует,
И радуга манит меня,
И дождика игра волнует.
Он на хрустальный шар похож.
Как он воздушен и хорош!
И брызги моря-океана,
Хоть и стою я у... (фонтана).
(Ю. Максимова)
|
– Сколько значений имеет слово фонтан?
Материал для справки: фонтан
(итал. fontana, от лат. fons –источник):
1) бьющая вверх струя (воды, нефти и
т.д.);
2) архитектурно оформленный источник;
декоративное сооружение, служащее основанием
или обрамлением бьющих вверх или стекающих струй
воды.
– Рассмотрите иллюстрации с
изображениями разных фонтанов. Что у них общего?
Дети. Струи воды, которые
поднимаются и падают.
– Небольшой бассейн, в который стекает вода.
У. Чем различаются фонтаны?
Д. Внешним видом, формой, наличием
скульптур, направлением струй и др.
У. Предлагаю вам проговорить
четко и быстро скороговорку: «В
фонтане-фонтанчике из фазана-фазанчика вода
фантастически фонтанирует».
Дети проговаривают, постепенно
наращивая темп.
– Как вы представляете фонтан,
который описан в скороговорке?
Д. Это небольшой фонтан со
скульптурой в виде птицы фазана, бьющий большой и
сильной струей.
У. Прочитайте слова, предложенные
на карточке.
Карточка
грандиозный, великолепный,
чудесный, чарующий, скромный, гремучий,
прохладный, живой, жемчужный, светлый,
серебристый, алмазный, пенный, многоструйный,
звенящий, дрожащий, говорливый, милый, поющий |
Дети читают слова.
– Что общего у всех этих слов?
Д. Они обозначают признак,
отвечают на вопрос какой?
У. Подберите по три признака к
каждой иллюстрации.
На доске – схема, в которую
подставляется иллюстрация с изображением
фонтана, подбираются наиболее подходящие
признаки для описания. Меняем иллюстрацию в
схеме – повторяем задание, стараемся
использовать разные прилагательные.
– Как можно изобразить фонтан на
рисунке? Когда нам необходима линейка? А что
можно сделать без нее?
Д. Фонтан может иметь любую форму
или основание, поэтому из любой геометрической
фигуры могут бить струи. Бассейн делаем линиями,
а струи опускаем без линейки.
Дети рисуют. Особое внимание уделяем
использованию эпитетов в детской речи при
представлении работ.
Занятие 2
Учитель. Покажите пальчики. Работаем
вместе.
Раз, два, три, четыре, пять –
(Хлопаем на счет.)
Вышел пальчик погулять.
(Крутим указательный палец правой руки по
ладошке левой.)
Только вышел из ворот –
Глядь, к нему другой идет.
(К указательному присоединяем средний.)
Вместе весело идти –
Ну-ка, третий, выходи!
(Присоединяем безымянный палец.)
Вместе встанем в хоровод –
(Ладонь поджимаем к ладони.)
Вот! (Хлопок.)
– На доске – кроссворд. Разгадайте
его.
Отгадки вписываем в кроссворд на доске
и помещаем иллюстрацию с изображением названной
ягоды.
По вертикали:
1. Под листом на каждой ветке
Сидят черненькие детки.
Тот, кто деток соберет
Руки вымажет и рот. (Черника.)
2. Долгоножка хвалится:
– Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка! (Вишня.)
3. В гуще зелени на грядке
Зреешь крупной ты и сладкой.
Вся румянцем налитая,
Стала прятаться в листву.
Ишь ты, хитрая какая –
Все равно тебя сорву! (Клубника.)
4. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)
5. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван... (Ежевика.)
6. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушеная – в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)
7. Низок да колюч,
Сладок да пахуч.
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь. (Крыжовник.)
По горизонтали:
8. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки. (Земляника.) |
У. Как все отгадки назвать одним
словом?
Дети. Ежевика, малина, вишня,
клубника, слива, черника – это все ягоды.
У. На какие группы можно разделить
ягоды?
Д. Ягоды садовые – вишня, слива,
крыжовник, ягоды лесные – черника. Есть такие,
которые растут и в саду, и в лесу, – ежевика,
земляника, малина.
Физкультминутка
Дима шел, шел, шел,
(Ходьба на месте.)
Восемь ягодок нашел.
(Наклоняемся.)
Ах, какие сладкие,
(Всплескиваем руками.)
Ах, какие вкусные!..
(Всплескиваем руками.)
Дима присел (Приседаем.)
И три ягодки съел.
(Имитируем движение.)
У. Сколько осталось?
Д. 8 – 3 = 5.
(Встаем – отвечаем.)
У. А любые ли ягоды можно есть в
лесу?
Д. Только те, которые тебе
известны.
У. Я предлагаю послушать историю
про Львенка.
ЯГОДЫ
Однажды у Львенка жутко разболелся
живот. Чего он только ни делал: и зарывал живот в
теплый песок, и прикладывал мокрые листья –
ничего не помогало! И неизвестно, чем бы это
кончилось, не подоспей вовремя умная Черепаха.
«Что же случилось, маленький Львенок?» –
встревожилась она. «Живот очень боли-ит», –
хныкал Львенок. Черепаха достала какой-то узелок
и высыпала оттуда немного порошка: «Вот, проглоти
его и запей водичкой». Когда боль прошла, Львенок
спросил у Черепахи: «Скажи, Черепаха, почему у
меня так разболелся живот?» – «Сперва скажи
мне, что ты ел, маленький Львенок» – строго
спросила Черепаха. «Я ел ягоды», – ответил
Львенок. «А где ты их нашел?» –
поинтересовалась Черепаха. «В кустарнике, –
пояснил Львенок. – Там еще много таких –
ярких, красных». «Послушай, Львенок, а разве можно
есть неизвестные ягоды?» – еще строже
спросила умная Черепаха. «Они были такие
красивые», – оправдывался Львенок. «А ты знаешь,
что если ягоды несъедобны, ими можно отравиться?»
– опять спросила Черепаха. «Да, – тихо ответил
Львенок, – но для того, чтобы узнать, съедобные
ягоды или нет, их же нужно попробовать». Черепаха
улыбнулась: «Давай подумаем вместе, маленький
Львенок: ягоды нужно съесть, чтобы узнать,
съедобные они или нет, и нельзя, потому что можно
отравиться». – «Как же я все-таки узнаю,
съедобные ягоды или нет?» – удивленно спросил
Львенок.
– Подумайте и помогите Львенку
решить эту задачу.
Д. Нужно показать ягоды взрослым.
– Посмотреть в справочной
литературе.
Обсуждаем все варианты, выбираем самые
удачные.
У. Давайте составим для Львенка
иллюстрации, по которым он смог бы определять
съедобные ягоды.
Составление рисунков – вишни, малины,
земляники, сливы и др. Представление работ.
Литература
Богат В. Кто поможет Львенку?
Творческий практикум для дошкольников. – М.: ООО
«Алтей». – Сер. «Готовимся к школе».
Занятие 3
Занятие начинается с пальчиковой
гимнастики.
Учитель. Прочитайте загадку,
написанную на доске. О чем она?
Долго маятник качался
И совсем не утомлялся.
Это вовсе не игрушка,
А часы – часы с кукушкой!
Опускаем руку пальцами вниз, сжимаем
пальцы в кулачок, вытягиваем указательный палец
и качаем им. Повторяем упражнение несколько раз.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас!
Дети. Это часы.
У. У нас на занятии речь пойдет о
часах. Что такое часы? Какие часы вы знаете?
Д. Наручные, настенные,
электронные, песочные.
У. Послушайте, что говорится о
часах в энциклопедии.
Статья из Толкового словаря
ЧАСЫ – прибор, отсчитывающий время
в пределах суток. Стенные, карманные, ручные (наручные)
ч. Бой ч. Песочные ч. Солнечные ч. (со
стрелкой-стержнем, отбрасывающей тень на
обращенный к солнцу циферблат). Электронные ч.
Как ч. (действовать, работать: точно, четко). уменьш.
часики, -ов. прил.
часовой, -ая, -ое. Часовые стрелки.
Часовая мастерская. Часовых дел мастер
(часовщик).
ЧАС, часа (часу) и (с колич. числит.) часа, часу, предл.
о часе, в часе и в часу, мн. – ы, – ов, м. (часа;
при колич. числит. часа, в часе). Промежуток
времени, равный 60 минутам, одна двадцать
четвертая часть суток. Прошел целый ч. Опоздать
на ч., на два ч. Расти не по дням, а по часам
(очень быстро). Часами ожидать кого-н. (очень
долго).
Энциклопедическая статья
ЧАСЫ – прибор для отсчета времени. Часы
условно подразделяют на бытовые (наручные,
карманные, настольные, настенные и др.) и
специальные (напр., секундомеры, хронометры).
Первыми часами были солнечные; во 2-м тыс. до н.э.
появились водяные часы; первые упоминания о
механических часах относятся к концу VI в.;
современные механические часы созданы Х.
Гюйгенсом в 1657 г.; в 70-х гг. ХХ в. получили
распространение электронные кварцевые часы с
цифровой индикацией, например на жидких
кристаллах.
Это интересно
В каждом доме, конечно, есть часы. И,
скорее всего, их несколько. Будильник, который
помогает не проспать школу, настенные часы с
маятником и боем, удобные электронные и наручные.
На кухне можно увидеть и песочные часы.
Первые часы были солнечными. Но ведь солнце ярко
светит не всегда. И тогда придумали измерять
время водяными часами. Появились они в Древней
Греции (клепсидра). Самые знаменитые часы были
сделаны греческими механиками.
Когда зародилось христианство, то знание точного
времени стало просто необходимым – ведь все
молитвы и службы идут по часам. Монахи придумали
размечать свечи на равные доли и измерять время
горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали.
Мы не знаем точно, когда появились механические
часы. Некоторые считают, что еще в Древней Греции.
Первое упоминание о таких часах встречается в
византийской рукописи VI века. А дальше
начинаются сплошные догадки. Вроде бы какое-то
устройство возил с собой в походы Карл Великий.
Рассказывают, что монах Герберт Аврилакский в 996
году сделал башенные часы для немецкого города
Марбурга.
В ХIV веке башенные часы в Европе делают уже во
многих городах. Они не только показывают время,
но и воспроизводят движение Солнца и Луны,
планет. Часы дополняют механическими
устройствами, которые разыгрывают сложные и
красивые сценки. Такие часы сохранились,
например, в Праге.
Тогда же, в ХIV веке, появились карманные часы.
Принцип действия их тот же, но вместо гирь они
приводились в движение пружиной.
С развитием техники появились часы совершенно
новых конструкций. Сейчас наиболее
распространены кварцевые и электронные часы.
(По материалам «Детской электронной
энциклопедии Кирилла и Мефодия». 2007).
– О каких еще часах вы узнали?
Д. О солнечных, о специальных, о
том, на какие группы делятся часы.
У. А как называются часы,
расположенные в башне?
Д. Куранты.
У. Куранты – очень большие часы.
Размер стрелки может быть около трех метров. (Показывает
на сопоставимых предметах в классе.) Почему
куранты так велики?
Д. Куранты располагаются высоко, а
всем должно быть издалека видно время.
У. В городе Ярославле есть музей,
который называется «Музыка и время». В нем
собраны разные старинные часы: напольные и
настенные, каминные, часы с боем, с мелодичным
звоном. Все эти часы механические. Что общего у
всех часов?
Д. Часы показывают время. У
электронных часов есть табло, а у остальных
(механических и кварцевых) – циферблат. На
циферблате – цифры, указывающие часы, стрелки.
У. Сколько обычно стрелок на
часах?
Д. На часах может быть две или три
стрелки: часовая, минутная, секундная. На
будильнике бывает еще неподвижная стрелка,
указывающая время звонка.
Физкультминутка
Тики-так, тики-так –
Так ходики стучат.
(Наклоняем голову вправо-влево в такт словам.)
Туки-так, туки-так –
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описываем
перед собой круг.)
Токи-ток, токи-ток –
Так стучит молоток.
(Изображаем кулачками молоточки, ударяя
кулачком о кулачок.)
Туки-ток, туки-ток –
Так стучит каблучок.
(Стучим каблучками.)
У. У нас на занятии будут
необычные учебные часы, они помогут нам
составить слова. Все слова должны начинаться с
сочетания ча.
На часах вместо цифр — слоги до, ры,
ша, ща, йка, лма, й, сто, сы, бан.
Д. Чары, чадо, чаша, чаща, чалма,
чайка, чай, часто, часы, чабан...
У. Какие слова вам незнакомы?
Учитель и дети обсуждают значения этих
слов.
Назовите слова, обозначающие один
предмет (в ед. ч.) или несколько (во мн. ч.)
Возможен вариант игры с образованием
слов, заканчивающихся на слог цы (птицы,
рукавицы, курицы, молодцы, колодцы, бойницы (на
башне), больницы и др.). Дети составляют рисунок часов на башне
(куранты)
и штрихуют.
|