Задачи. Учить рисовать мужской портрет, стараясь
передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного
человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных
средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально.
Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
Предварительная работа. Знакомство с портретом как
жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников
(Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых
красок для получения телесного цвета. Беседа «Наши папы и дедушки».
Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу. Материалы,
инструменты, оборудование. 3 Белая и
тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии;
репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для
показа этапов работы (см. рисунок к конспекту)) цветовая модель, демонстрирующая
получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь
«Мой папа военный»:
Мой папа военный.
Он в армии служит.
Он с техникой сложной
Армейскою дружит!
Ходил он не раз
В боевые походы.
Не зря говорят:
«Командир - из пехоты!»
Воспитатель проводит краткую беседу о том, где и кем
работают наши папы, дяди,
дедушки; какие они (храбрые, сильные, умелые) и
предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к празднику мужчин
оформить в детском саду выставку.
Затем педагог показывает детям выставленные на доске
или мольберте опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над
портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3) причёска; 4) разметка черт
лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7)
нос; 8) детали одежды и аксессуары (галстук). Предлагает вместе подумать и
обсудить, в каком порядке будем рисовать (последовательно показывает и
комментирует этапы, прикрывая полоской бумаги последующие).
Особое внимание педагог обращает на то, что портрет -
это, как правило, изображение лица человека (какую форму обычно имеет лицо?),
поэтому нужно крупным планом по всему листу бумаги нарисовать овал. Спрашивает,
как лучше разместить лист бумаги (вертикально или горизонтально), и почему.
Наглядно демонстрирует правильность ответов, прикладывая чистый лист бумаги к
своему лицу. Спрашивает, какого цвета кожа человека и как можно получить такой
цвет (оттенок) на палитре. Демонстрирует цветовую модель и советует
поэкспериментировать с цветом в поисках телесного цвета. Дети в течение
двух-трёх минут выполняют это цветовое упражнение на палитрах. На отдельной
схеме воспитатель показывает детям пропорции лица и размещение глаз, носа, рта,
ушей. Объясняет варианты изображения мужской причёски. Советует вспомнить,
какого цвета у папы глаза и волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.
Воспитатель сообщает, что дети могут по своему желанию
нарисовать потрет любого размера на белом или цветном фоне.
Дети выбирают лист желаемого формата и цветового тона
и начинают рисовать.
После занятия. Дети оформляют портреты пап,
составляют устные поздравления (воспитатель может записать высказывания детей
на обороте портретов или на поздравительных открытках). В самостоятельной
художественной деятельности дети под руководством воспитателя (или
преподавателя изостудии) оформляют портреты своих пап (дедушек) красивыми
самодельными рамочками, дополняют аксессуарами, подготовленными на занятии по
аппликации (галстуки из бумаги или ткани) и готовят выставку.
Чтение стихотворений Г. Р. Лагздынь:
Я буду вертолётчиком
Жужжит над полем вертолёт,
Стрекозкой лёгкой кружит,
То вертолёт идёт в полёт, -
Он людям верно служит.
Взлетит он выше белых скал
И сядет за горою.
Ты не гляди! Вверху я мал?!
Так залетай за мною!
С тобою вместе побежим
По голубым дорожкам
И рядом с солнцем посидим
И на луне немножко.
Купи мне, папа...
Купи мне, папа, пулемёт.
Я буду пулемётчиком!
Купи мне, папа, самолёт!
Я буду, папа, лётчиком!
Купил мне папа самокат.
Я самокатчиком быть рад!
Играю я
Мой папа храбрый лётчик.
Мой дедушка - танкист!
А я был - вертолётчик,
Теперь - артиллерист!
Стою я возле пушки
С винтовкой на посту.
Играю я в игрушки,
Играю и расту! |