Программное содержание:
-воспитывать интерес к русскому народному творчеству,
умение видеть и понимать красоту окружающих вещей;
- учить детей выполнять узор на объемных формах, формировать
чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита Хохломы;
- закреплять навык построения непрерывной линии в
узоре; обогащать лексический запас детей словами: «колорит», «золотая
Хохлома»; активизировать слова: «завиток», «фон», «кайма».
Предшествующая работа:
Знакомство с произведениями хохломской росписи.
Рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров. Рассматривание альбомов.
Чтение книг, посвященных работам золотой Хохломы.
Целевые прогулки в парк для рассматривания травы,
листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров.
Рисование элементов хохломской росписи: травки,
завитка, смородины, клубники, рябины, сложных листьев.
Роспись плоскостных форм: стакана, тарелки, ложки.
Изготовление объемных форм из папье-маше, подготовка к
росписи.
Материал: образцы предметов хохломской росписи (подлинные
и выполненные воспитателем), указка, гуашь 4 цветов, краска бронза, салфетка,
кисточки (2 шт.), подставка для кисточек, банка с водой, изделия из
папье-маше.
Ход занятия
- Ребята, у нас сегодня не простое занятие. Сегодня мы
с вами - мастера-художники по росписи посуды. Эти работы вы подарите мамам, а
чтобы они были довольны вашим подарком, нужно постараться выполнить свою работу
аккуратно, красиво.
Давайте вспомним: какие росписи вы знаете?
(Городецкую, дымковскую, гжельскую, хохломскую.)
- Что характерно для этих росписей?
Городецкая - на светлом фоне бутоны, розаны, листья.
Дымковская - круги, волны, точки.
Гжельская - на светлом фоне синие цветы, листья,
завитки.
Хохломская - на черном фоне, а также красном, желтом
рисуются завитки, травка, листья, ягоды.
Обратить внимание детей на предметы хохломской росписи,
находящиеся у воспитателя на столе.
- Какие предметы вы здесь видите? Какой росписью они
расписаны?
Эта роспись пришла к нам из народа. Народные мастера
этим узорам посвятили много песен. В них прославлялась родная природа, из
которой взяты элементы для золотой Хохломы.
Предложить детям прочитать стихи о Хохломе:
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
* * *
Травина, ты моя травинушка,
Травина, ты моя шелковая.
Что, травинушка, завиваешься,
В узоры сплетаешься?
* * *
Золотые листья, узорная кайма,
Радует глаза нам золотая Хохлома,
Распишу ей ложку, распишу лоток
Или милой бабушке шелковый платок.
- Ребята, давайте рассмотрим эти предметы. Какими
элементами пользуются мастера? (Ягоды, травка завитки, кайма.)
- Как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и
снаружи ложки рисуем одинаковые узоры. На конце ложки и по краям проводим одним
цветом кайму.)
- Как располагать узор на блюдце? На стакане?
Обращается внимание на плавность волнистой линии, отмечается,
что завитки красиво загнуты, как будто под тяжестью ягод.
- Ребята, сегодня мы с вами станем
мастерами-художниками. Главным художником буду я. Я буду вам помогать,
советовать. А вы будете работать в разных цехах. Вот тут будет цех по росписи
ложек, здесь - по росписи блюдец, а тут по росписи стаканов. А теперь за дело.
Дети раскрашивают предметы из папье-маше. Воспитатель
наблюдает за работой, показывает на своем листе элементы. Советует, какой узор
нарисовать, как его расположить.
За 5 минут до конца занятия воспитатель сообщает, что
скоро закончится рабочий день, поэтому нужно закончить и свою работу, навести
порядок на рабочем месте. Воспитатель назначает от каждого цеха по мастеру,
которые анализируют работы из другого цеха (перекрестный анализ).
Вопросы для анализа:
- Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?
- Какие элементы росписи использованы в работе?
- Какими красками нанесен узор?
- Какое цветосочетание?
- Какова композиция узора? Поощрять использование
стихов.
- А когда работы высохнут, мы покроем их лаком и потом
подарим мамам. |