Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в средней группе "Джонни-пончик"
03.01.2011, 20:29
Программное содержание:
Познакомить детей с английской народной сказкой «Джонни-пончик».
Учить детей анализировать сказку, находить сходства и различия с русской
народной сказкой «Колобок».
Учить детей ставить себя на место героя сказки и вносить изменения в ее
содержание.
Развивать умение детей составлять творческие рассказы (способом
частичного изменения сюжета знакомой сказки). Ввести в словарь детей
слова: маскировка, маскироваться, замаскированный.
Закрепить знания детей о структуре сказки.
Совершенствовать навыки рисования фломастерами (цветными карандашами).
Развивать творчество детей.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Фломастеры, листы бумаги закрепленные на планшетах; шапочки-маски
героев сказки.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я хочу прочесть вам английскую народную сказку
«Джонни-пончик». Джонни – это английское имя; как у нас Иванушка, так в
Англии – Джонни. А что такое пончик, вы сами мне расскажите. (Ответы
детей).
Итак, слушайте английскую народную сказку «Джонни-пончик»
Чтение английской народной сказки "Джонни-пончик"
Жили-были на свете старик со старухой, и был у них сынок. Как-то утром
старуха замесила тесто, скатала пончик и посадила его в печку, чтобы он
испекся.
- Ты смотри за Джонни-Пончиком, пока мы с отцом будем на огороде
работать, - сказала она сыну.
И отец с матерью ушли окучивать картошку, а сынка оставили смотреть за
печкой. Но ему это вскоре надоело. Вдруг слышит он какой-то шум,
взглянул на печку и видит - дверца печки сама собой открывается, и
выскакивает оттуда Джонни-Пончик.
Как покатится Джонни-Пончик прямо к открытой двери! Мальчик бросился
закрывать ее, но Джонни-Пончик оказался проворнее - выкатился за дверь,
перекатился через порог, скатился со ступенек и покатился по дороге. Со
всех ног погнался за ним мальчик, клича родителей. Те услышали крик,
бросили свои мотыги и тоже пустились в погоню. Но Джонни-Пончик уже был
далеко и вскоре скрылся из виду. А старик со старухой и мальчик так
запыхались, что уселись на скамью дух перевести.
Вот покатился Джонни-Пончик дальше и вскоре прикатился к двум рабочим,
что рыли колодец. Рабочие перестали работать и спрашивают:
- Куда спешишь, Джонни-Пончик?
А Джонни-Пончик им в ответ:
- Я От деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, и от вас я
убегу!
- От нас? Ну это мы еще посмотрим! - сказали рабочие.
Бросили кирки и погнались за Джонни-Пончиком.
Но куда там! Разве его догонишь? Пришлось рабочим сесть у дороги
передохнуть.
А Джонни-Пончик покатился дальше и вскоре прикатился к двум землекопам,
что канаву рыли.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросили они.
А Джонни-Пончик им опять свое:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух
рабочих убежал, от вас тоже убегу!
- От нас? Ну это мы еще посмотрим! - сказали землекопы.
Бросили заступы и тоже погнались за Джонни-Пончиком. Но Джонни-Пончик
катился быстрее. Увидели землекопы - не поймать им Джонни-Пончика,
оставили погоню и присели отдохнуть.
А Джонни-Пончик покатился дальше и вскоре прикатился к медведю.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросил медведь.
А Джонни-Пончик отвечает:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух
рабочих убежал, от землекопов убежал, и от тебя я убегу!
- От меня? - проворчал медведь. - Ну это мы еще посмотрим!
И медведь как задаст работки своим ногам, как припустит за
Джонни-Пончиком! Но тот бежал себе без оглядки, и вскоре медведь так
отстал, что и сам увидел - не угнаться ему за беглецом. Ну, он и
растянулся у дороги, передохнуть.
А Джонни-Пончик покатился дальше и вскоре прикатился к волку.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросил волк.
А Джонни-Пончик ему свое:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух
рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал, и от тебя я
убегу-у-у!
- От меня? - огрызнулся волк. - Ну это мы еще посмотрим!
И волк пустился во всю прыть за Джонни-Пончиком. Но тот катился все
быстрей и быстрей, так что волк тоже отчаялся догнать его и улегся
отдохнуть.
А Джонни-Пончик покатился дальше. И вскоре прикатился к лисе, что
тихонько лежала возле изгороди.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросила лиса ласковым голосом.
А Джонни-Пончик опять:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух
рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал и от волка
убежал. От тебя, лиса, я тоже убегу-у-у!
Тут лиса наклонила голову набок и говорит:
- Не расслышу я что-то, Джонни-Пончик. Подойди-ка поближе!
Джонни-Пончик подкатился к лисе и громко прокричал:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух
рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал и от волка
убежал. От тебя, лиса, я тоже убегу-у-у!
- Никак не расслышу. Подойди еще чуточку ближе! - попросила лиса слабым
голосом.
А сама вытянула в сторону Джонни-Пончика шею и приложила лапу к уху.
Джонни-Пончик подкатился еще ближе, наклонился к самому уху лисы и
прокричал что было силы:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух
рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал и от волка
убежал. От тебя, лиса, я тоже убегу-у-у!
- От меня? Ну нет! - тявкнула лиса и мигом схватила Джонни-Пончика
своими острыми зубами.
Вы внимательно слушали сказку и наверняка заметили, что эта
английская сказка очень похожа на одну русскую сказку. Какую? (Ответы
детей). Верно! Английская народная сказка «Джонни-пончик» похожа на
русскую народную сказку «Колобок». И русские, и английские бабушки и
мамы рассказывают своим детям сказки. Давайте теперь разберемся, чем эти
сказки похожи, а чем различны?
Анализ сходств и различий двух сказок
Обратите внимание, что и русские, и английские сказки начинаются и
заканчиваются по-сказочному. Какими словами начинаются?
Какими словами заканчиваются?
Назовите главных героев сказок?
Что в содержании было сказочное, такое, чего не может быть в реальной
жизни?
Какие действия в сказке повторяются?
Сколько встреч произошло и с кем?
От кого не смогли спастись ни Колобок, ни Джонни-пончик?
Динамическая пауза
В углах групповой комнаты висят картинки с изображением зайца, волка,
медведя и лисы. Дети согласно тексту поворачиваются и находят глазами
нужное изображение.
На тропинке зверь лесной Прыжки на месте. Встал, как столбик, под сосной. Ладони прижаты к голове, И стоит среди травы, изображая «ушки». Уши больше головы.
Тут навстречу – серый волк, Широкий, пружинистый шаг с Страшный волк – серый бок! чуть наклоненным вперед Он крадется за кустами, корпусом. Руки попеременно Грозно щелкает зубами. выносить вперед.
Ну а вот идет медведь, Руки полусогнуты в локтях, Очень любит пореветь: разведены в стороны. Ноги на «У-у! У-у! У-у! ширине плеч. Переступание с ноги Отходите, зашибу! на ногу, раскачивание туловища.
Хвост пушистый, шерсть ярка, Мягкий шаг с полуприседаниями. И коварна и хитра. Носки вытянуты вперед, руки Знают звери все в лесу полусогнуты в локтях, прижаты Ярко-рыжую лису. к туловищу.
В сказках возможны самые разные чудеса. Сегодня мы с вами отправимся в
сказку и попытаемся помочь главному герою не попасть в лисьи зубы.
Хотите! Тогда начнем!
Пересказ сказки «Колобок»
Детям предлагается небольшими отрывками пересказать сказку «Колобок»
до эпизода встречи с лисой. Можно использовать маски-шапочки для
театрализации.
Изменение концовки сказки
И покатился колобок дальше по дорожке. А навстречу ему – Я. «Колобок,
Колобок, – говорю я ему, – не катись дальше по дорожке! Встретишь
лису, обманет она тебя и съест!» «Что же мне делать?» – спрашивает
испуганный Колобок. «Тебе нужно замаскироваться. Это значит переодеться,
притвориться кем-нибудь другим. Изменить свой вид так, что бы никто не
узнал. Это называется замаскироваться». «Да я бы рад замаскироваться, –
сказал Колобок, – да не знаю как. Не знаком я с маскировкой». «Не беда,
наши ребята тебе с удовольствием помогут».
Ребята, возьмите в руки фломастеры и планшеты с закрепленными на них
листами бумаги. Найдите каждый себе в групповой комнате удобное место.
Ведь вам предстоит выполнить секретное задание. Нашли себе укромное
местечко? Располагайтесь поудобнее и представьте, что вы попали в
сказку. Неважно в какую: русскую «Колобок» или английскую
«Джонни-пончик». Ваша задача помочь главному герою замаскироваться,
сделать его неузнаваемым. Сначала нарисуйте обычного Колобка или
Джонни-пончика, а затем дополняйте рисунок так, чтобы Колобок стал похож
на кого-то или что-то другое. Чтобы Колобок или Джонни-пончик стал
замаскированным.
Творческое рисование
Дети рисуют под звучание фоновой музыки. Воспитатель при
необходимости наводит ребенка на мысль, дает ей развитие.
(Варианты маскировки: воздушный шарик, снеговик, смешарик, усы и борода,
косички и т. п.)
Ну а теперь, посмотрим и послушаем, какой способ маскировки вы
придумали для спасения Колобка и Джонни-пончика. Показывайте свои
рисунки замаскированного Колобка или Джонни-пончика и рассказывайте, что
вы придумали и как закончится сказка в вашем случае.
Творческое рассказывание детей
Желательно записать рассказанное детьми окончание сказки на обороте
их рисунков и устроить тематическую выставку.