Цель:
развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и
ловкость движений рук;
развивать речь;
закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления,
воображения;
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца,
формировать дружеские взаимоотношения.
Словарная работа:
обогащение – код, незваных, Ярославская губерния,
озорство, князь, казначей, домоуправительница, гостеприимство, крепёжные
верёвочки.
активизация – маленькая, серенькая, быстрая,
пугливая, трусливая, озорная; достопримечательность, музей, с уважением
относятся, ухитрился проникнуть, легенда, бублики – сушки, слизала,
бежим, медком, шторм, матрос.
Материал:
демонстрационный –
выставка книг «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о
глупом мышонке»;
игрушка «Мышка»;
иллюстрации из музея с мышками, изготовленными из разных материалов;
макет корабля, на нём 5 мышат – матросов;
раздаточный -
раздаточный для стола № 1:
мелкий конструктор, лестницы, флажок, верёвочки для завязывания морских
узлов, кольца для сборки якорной цепи, якорь, заготовки из полной
бумаги для бинокля, спасательные круги и крепёжные верёвочки;
раздаточный для стола № 2:
ёмкость с перемешанными горохом и фасолью; ёмкость с перемешанными
семечками и фасолью; бублики – сушки и верёвочка; пластилиновые кружочки
– «колбаски»; мышка и сыр;
раздаточный для стола № 3:
разрезные картинки «Кот» и «Мышка»; лист бумаги с контурным
изображением мышки и карандаши; мягкая маленькая игрушка «Кот» и клубок
толстых ниток; дидактическое пособие «Научим пришивать пуговицы»;
рубашки с пуговицами;
раздаточный для стола № 4:
разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета; крупные бусины и
плотная нитка для бус; пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»;
для дополнительного задания:
лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;
Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам».
Предшествующая работа:
чтение художественной литературы;
чтение сказки С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
пальчиковая гимнастика;
нанизывание предметов на тонкую проволоку, на верёвочку;
собирание различных видов мозаик;
игры с пирамидками;
застёгивание пуговиц разной величины, кнопок, крючков;
завязывание верёвочек, тесёмок, ленточек разной длины;
выкладывание из палочек (спичек) разных предметов;
сортировка различного материала;
штриховка;
игры с мелким и крупным конструктором;
игры с конструктором «Лего».
Ход занятия.
(Дети стоят полукругом перед воспитателем).
-
Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей. Им хочется
посмотреть, как вы подросли и чему научились. Но это ещё не все гости, к
нам приедут ещё и необычные гости, попозднее.
-
А пока отгадайте загадку:
Маленькие ножки,
Боится кошки.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
(Мышка)
-
Вспомните и скажите, в каких сказках живёт образ мышки?
(«Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом
мышонке»).
-
Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.
Вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?
(мышка помогла вытащить репку).
-
Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки. Кому
передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.
(дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют при этом: маленькая,
серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.).
-
Я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про
легенду?
(Сказание, история).
-
Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы - причаливают. Едут
туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются.
Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много
достопримечательностей, а так же есть музей мыши. Жители этого города с
уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние
времена охотился в этих лесах князь, притомился и задремал на высоком
солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь
позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея
оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по
князю пробежала – жизнь ему спасла!
А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоуправительница строгая в
очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей
российский.
А вокруг огромное мышиной царство: и сидят, и стоят по одному, парами,
семьями.
Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора,
папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с
изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами:
из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные,
расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь
весёлое озорство! (Показ иллюстраций).
-
Вот такая легенда.
-
Теперь пришло время узнать, что же за необычные гости к нам приехали?
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
-
Догадались, кто это? (Показ иллюстрации «Кораблик с мышками –
матросами»).
-
Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого
другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.
-
Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же
быстрые, как Мышки.
Эта ручка – мышка,
Эта ручка – кошка.
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку,
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая мышка,
А третья - с тарелки всё масло слизала,
Четвёртая - в миску с крупою попала.
А пятая мышка
Медком угощается.
Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).
Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).
«Бежим», - пропищала подружкам малышка
И спрятались в норку проказницы мышки!
(все пальчики прячутся в норку левой руки).
(Рассаживаю мышек по одной на каждый стол и
предлагаю детям занять свои места).
-
Дети, я предлагаю полакомиться мышкам сыром. Но ответьте, сыр, какой
формы? По размеру и по толщине одинаковый?
(Ответы детей).
-
Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное
путешествие для них было безопасно: а для этого надо проверить оснащение
корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода,
шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.
-
У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.
-
Те, кто сидит за первым столом, должны выполнить оснащение корабля:
-
выложить корабль (лодочку) из мелкого конструктора, установить
лестницу, закрепить флажок;
-
здесь верёвочки для завязывания морских узлов;
-
из этих колец надо собрать якорную цепь, прикрепить к нему якорь;
-
из этих заготовок плотной бумаги сделать корабль;
-
спасательные круги привязать крепёжными верёвочками.
-
Стол № 2. Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек –
матросов:
-
рассортировать в эти мисочки горох и фасоль;
-
а в эти мисочки разделить семечки и фасоль;
-
чтобы бублики – сушки не рассыпались в пути, их надо нанизать на
верёвочку;
-
из пластилиновых кружочков – надо сделать для мышек «колбаски»;
-
уточнить: какая мышка доберётся до сыра.
-
Стола № 3: защитить мышек от кошки и кота:
-
собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
-
закрасить изображение мышки, чтобы спрятать её от кошки (лист бумаги с
контурным изображением мышки и карандаши);
-
маленький котик хотел охотиться за мышками и запутался в нитках
клубочка
-
(игрушка «Кот» и клубок толстых ниток);
-
пришить матросам – мышкам пуговицы (дидактическое пособие «Научим
пришивать пуговицы»);
-
застегнуть на рубашке пуговицы для мышек.
-
Те, кто из вас сидит за столом № 4:
-
привязать к каждому шарику подходящую по цвету нитку для украшения
корабля (разноцветные воздушные шары и нитки разного цвета);
-
приготовить подарки для девочек – мышек: крупные бусины нанизать на
плотную нитку, сделать бусы;
-
зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки
«Сапожок» и «Дорожка»).
(Для дополнительного задания:
лист бумаги с контурным точечным изображением мышки и карандаши;
Дидактическое пособие «Подбери ремешок к часам»).
(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную
работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают
дополнительное задание).
-
Работу заканчиваем, наводите порядок на своём рабочем месте.
-
Молодцы, все справились с заданием. А теперь настало время для гостей
рассказать стихи.
(Показ пальчикового театра).
Пушистой серой мышке
Звонил усатый кот:
- Ну, как у вас делишки?
Как жизнь у вас идёт?
А мышка отвечает:
- Простите, милый кот,
Вчера у нас в подъезде
Установили код.
Попробуйте, Василий,
Его вы угадать,
А после приходите…
- Я очень буду рад!
А что установили в подъезде? Я не понял.
- Код – замок с цифрами от всяких гостей незваных.
Но Василий как – то всё – таки ухитрился проникнуть в дом.
(Магнитный театр)
Эй, мышка, не зевай!
Поскорее убегай!
Убегай из этих мест,
А то кошка тебя съест! |