Дети
находятся в детском саду в течение недели. Если воспитатель ежедневно проводит
работу с отрывным календарем, дети легко усваивают, что неделя состоит из
семи дней, и запоминают названия дней недели по порядку. Ежедневно отрывая
листок календаря и называя день, дети практически уясняют, что через шесть
листочков с цифрами, окрашенными в черный цвет, седьмой — обозначает выходной
— на нем цифра окрашена в красный цвет. И это повторяется постоянно (исключая
праздничные дни, которые могут быть и в середине недели). Но часто бывает и
так, что дети усваивают название дней недели как какой-то стереотипный порядок,
от понедельника до воскресенья, не соотнося их с течением времени. Они
испытывают затруднения, когда возникает необходимость отсчитать неделю с
другого дня. Поэтому, когда дети отрывают листок календаря, полезно спрашивать
их, какой день был вчераи какой будет
завтра.
Задача
формирования представлений о времени заключается в том, чтобы ребенок научился
различать неделю как отрезок времени с любого дня. Ряд дидактических игр помогает
в решении именно этой задачи.
Ходигры
Всем детям
даются карточки с кружочками, обозначенные черным цветом и указывающие
порядковый номер дня обычной недели. Воспитатель вызывает к столу ребенка, у
которого на карточке один кружок (первый день). «Какой день следующий?» —
спрашивает воспитатель. Выходит ребенок, у которого два кружка и цифра 2. Далее
сами дети вызывают: «Какой день следующий?» И так собирается ряд из шести
дней.
Педагог
говорит:«Шесть дней рабочих и один
выходной — это неделя. Посмотрим, какие дни войдут в следующую неделю». Так
повторяется два-три раза. Педагог обращает внимание детей на то, что неделя
— это отрезок времени в семь дней: «Если начинать неделю с понедельника,какойбудет 'порядок дней? (Дети называют дни недели.) Но неделя может быть и
не с понедельника, а с другого дня, например со среды. После среды какой будет
день?Подумайтеидогадайтесь. Если первый день среда, то следующий будет уже не вторник,
а четверг...» Называя следующие дни, де-.ти убеждаются, что выходной будет в
середине недели, а заканчиваться неделя будет вторником. Чтобы уяснить
подвижность дней при сохранении общего количества шести рабочих и одного
выходного в неделю, детямнужно проявить
умственное усилие.
Можно
провести эту игру по-другому: всем детям раздают по 6 карточек с черными
кружками и 1 — с красными. Воспитатель показывает свою карточку и ставит ее на
стенд. Дети, у которых предыдущий и последующий день, ставят свои карточки
слева и справа. Так повторяется несколько раз. Далее, не показывая карточку,
педагог только называет день недели и предлагает справа от первой положить
карточку следующего дня, а слева — предыдущего. Игра повторяется несколько
раз.
В целях
упражнения детей в определении дней недели при разном начальном отсчете,
воспитатель задает «загадки недели».
Сегодня
четверг, а в парк (лес) мы пойдем через неделю. В какой день мы выйдем?
Пионеры в
детский сад приходили в субботу, а в следующий раз придут через неделю. В
какой день они придут?
День
рождения у Сережи 10 мая, в понедельник. А сегодня только среда. Сколько дней
до дня рождения Сережи?
Кате
хотелось скорее пойти в школу. А до первого сентября еще было десять дней.
Сколько до первого сентября недель и сколько дней?
А вот
мальчик «Лежебока» был ленив и все время хотел спать. Послушайте стихотворение
«Лежебока»:
В
понедельник я проснулся,
А во вторник
я зевнул,
В среду
сладко потянулся,
А в четверг
опять заснул.
Спал я в
пятницу,
В субботу не
ходил я на работу,
Но зато уж в
воскресенье
Спал весь
день без пробужденья!
Это
стихотворение-шутку написал писатель Джанни Родари, а перевел его с
итальянского С. Я. Маршак.
А вы хотите
быть лежебоками? Отрицательный ответ детей воспитатель подкрепляет словами:
«Неинтереснобытьлежебокой:пока спишь, ничего не увидишь, ни о чем не узнаешь, а время пройдет и не
вернется».