В теплые солнечные дни на участке можно обнаружить
маленьких, но хорошо знакомых детям жучков — божьих коровок. Они доступны для
наблюдения и имеют много приспособительных особенностей. Поэтому целесообразно
провести цикл наблюдений за этими жучками.
Наблюдение 1. «Где можно найти божью коровку?»
Цель: учить детей внимательному отношению к
окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их
представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски —
красной, желтой, оранжевой — с темными точками на спине, хорошо заметен, так
как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах).
Воспитатель, собрав детей, предлагает им поискать
жучка. Описывает его внешность, говорит название и просит ребят внимательно
осмотреть место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли
там солнце, ползает жучок или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно,
а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены
божьи коровки, выслушивает сообщения детей.
В завершение наблюдения воспитатель спрашивает: «На
каких местах — солнечных или теневых — чаще можно встретить божью коровку?
Почему жучки вылезли на солнце? Почему они чаще сидят на одном месте, чем
ползают?» Сообща дети приходят к выводу: божьи коровки почувствовали тепло,
вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже
отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых
солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее
прогревается и дольше остается теплым.
Наблюдение 2. «Рассматриваем божью коровку».
Цель: рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать
основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое
сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на
маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого)
цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков,
ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой
поверхности).
Наблюдение 3. «Как божья коровка передвигается?»
Цель: уточнить представления детей о том, что жучок
передвигается двумя способами — летает и ползает, имея для этого специальные
части тела — крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде —
по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных,
хорошо приспособленных для этого частей тела.
Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как
ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует,
предлагая ответить на такие вопросы: какие крылышки у божьей коровки? Почему
она их прячет под надкрыльями? Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья
жесткие, крепкие? Какие ножки у жучка? Сколько их? Быстро ли он ползает? Зачем
божьей коровке надо и летать и ползать?
Наблюдение 4. «Чем питается божья коровка?»
Цель: рассказать детям о том, что жучок-хищник поедает
очень маленьких букашек — тлей; тля бывает на многих травянистых растениях,
она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест
листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей,
оздоравливает растения.
Воспитатель может организовать наблюдение различными
способами. Например, предлагает детям самим найти такие растения, на которых
есть тля и божьи коровки. Или помещает часть растения в прозрачный сосуд и
пускает в него одного-двух жучков. В разговоре с детьми уточняет, что хищник —
это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.
Наблюдение 5. «Как божья коровка защищается от
врагов?»
Цель: показать дошкольникам, что жучок обладает
специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать;
яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя — я
невкусный».
Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно,
которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что
это такое. Затем предлагает им самим подумать и сказать, почему жучка легко
найти и почему он яркой окраски. |