Наблюдение 1. «Мать-и-мачеха — первые цветы на
участке».
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним
цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт
чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.
Наблюдение 2. «Где можно найти мать-и-мачеху?»
Цель: развивать у детей наблюдательность — умение
замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем
местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно-следственные
связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в
других,— больше тепла, влаги, почва оттаявшая.
Воспитатель может дать детям задание самостоятельно
найти места на участке, где еще пока нет цветов, но в скором времени они могут
появиться.
Наблюдение 3. «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем
участке?»
Цель: отметить с детьми, что цветов стало больше: они
кучками растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными
условиями — изобилием света, тепла, влаги в этих местах.
Наблюдение 4. «Какие листья у мать-и-мачехи (почему ее
так назвали)?»
Цель: определить с детьми форму, размер, окраску,
количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер
поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона
бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь — «как родная мать», верхняя сторона
темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь — «как мачеха»); уточнить
интересную последовательность развития растения (сначала появляются только
цветы, а листья вырастают позже).
Наблюдение 5. «Как растут листья и как появляются
семена у мать-и-мачехи?»
Цель: вызвать у детей интерес к самостоятельным
наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить
представления дошкольников о последовательности роста и развития растения
(после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в
размере).
Воспитатель, собрав детей вокруг хорошо развивающихся растений, предлагает рассмотреть их, отметить изменения, которые произошли с мать-и-мачехой за последнее время. Затем просит ребят высказать предположения, что будет с растениями дальше — в конце апреля, в мае, летом? Спрашивает, что бывает после цветов. Напоминает, что растения живые, они растут, все время изменяются. Интересно узнать, какие у мать-и-мачехи семена. Дает детям задание — самостоятельно наблюдать за первоцветами и сообщать о том, что нового они заметят у растений. |