Наблюдение 1. «Кто живет в нашем аквариуме?»
Цель: уточнить с детьми, что аквариум — это маленький
водоем, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитка; рыбки красивые, отличаются
друг от друга по окраске, размеру и другим признакам; улиток много: есть
большие (взрослые) и маленькие, все они хорошо себя чувствуют.
Наблюдение 2. «Сравним золотых рыбок по внешнему
виду».
Цель: уточнить названия рыб, особенности внешнего
строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателей.
Воспитатель обращает внимание детей на туловище рыб,
их окраску, особенности плавников, глаз. Подводит к обобщению: несмотря на
различия, все эти рыбки называются золотыми.
Наблюдение 3. «Какие условия нужны золотым рыбкам для
жизни?»
Цель: уточнить представления детей о том, что рыбки
живут в аквариуме, где много воды, есть зеленые растения, на дне чистый грунт.
Вода чистая, прозрачная, комнатной температуры. На аквариуме есть лампа,
которая его освещает. Такие условия являются хорошими, поэтому все золотые
рыбки здоровы, хорошо себя чувствуют.
После рассматривания аквариума, обсуждения всех его
особенностей воспитатель предлагает детям почаще самостоятельно подходить к
нему, чтобы вовремя заметить какие-либо изменения, ухудшающие условия жизни
рыб, уменьшение или помутнение воды, появление грязи на дне, желтизны у растений.
Наблюдение 4. «Что и как едят рыбки?»
Цель: уточнить и расширить представления детей о
различных кормах для рыб (сухой, живой, очень маленькие кусочки сырого мяса,
рыбы; сухие крошки хлебных изделий); о том, как рыбы ведут себя во время
кормления (заранее подплывают к кормушке, плавают под ней в ожидании корма,
хватают ртом крошки с поверхности воды или в ее толще).
Это наблюдение лучше всего организовать в понедельник,
когда после выходных дней у рыбок хороший аппетит. В дальнейшем воспитатель
может предложить детям самостоятельно наблюдать за тем, как рыбки едят разные
корма, какой из кормов им нравится больше. В разговорах с детьми воспитатель
подчеркивает: «Еда — это важное условие для жизни рыбок. Чтобы рыбки были
здоровы, их следует кормить разнообразно».
Наблюдение 5. «Как плавают золотые рыбки?»
Цель: уточнить представления детей о том, что рыбки
хорошо чувствуют себя в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще.
Плавать им помогают плавники, которые расположены на спине, брюшке, хвосте.
Золотые рыбки плавают медленно — длинные свисающие плавники очень красивы, но
они мешают движению. Быстрее всех плавает простая золотая рыбка, которая имеет
вытянутое стройное тело и короткие плавники. С помощью хвоста рыбки
поворачиваются в разные стороны.
Наблюдение 6. «Как рыбы дышат?»
Цель: дать детям представление о том, что рыбы дышат
воздухом, который есть в воде (в чистой, прозрачной воде воздуха много, в
грязной, мутной воде его мало, рыбы задыхаются; дышат рыбы жабрами, их не
видно, они внутри головы; сверху жабры прикрыты жаберными крышками: рыбка их
приподнимает, втягивая воду; воздух остается у рыбки в жабрах, а вода выходит;
по рыбке можно узнать, легко ей дышать или трудно: если жаберные крышки
приподнимаются сильно и часто, а сама рыбка подплывает к поверхности воды и
хватает воздух, значит, вода обеднена кислородом и воздуха не хватает — условия
для жизни плохие, чтобы их улучшить, надо сменить часть воды, долить свежей,
насыщенной кислородом, или поставить компрессор— специальный прибор, который
прогоняет воздух через воду).
Наблюдение 7. «Как рыбы отдыхают и спят?»
Цель: дать детям представление о том, что рыбы, как и
все живые существа, нуждаются в отдыхе; рыбы отдыхают замирая на одном месте
возле дна, под кустиком травы; спят они с открытыми глазами — у них нет век, но
во время сна рыба ничего не видит).
Воспитатель дает детям задание для самостоятельного
наблюдения в вечернее время при выключенном рефлекторе. Просит ребят тихо
подходить к аквариуму и смотреть, где рыбки, что они делают.
При обсуждении наблюдений, сделанных детьми,
воспитатель предлагает каждому ребенку закрыть глаза и открыть, потрогать свои
веки, всем посмотреть друг на друга, чтобы понять, что рыбы спят совсем иначе,
чем люди. |