Воспитатель
с детьми устраивают «огород на окне»: в один ящик сажают лук-репку и дольки
чеснока на зелень, в другой — корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что
прорастет, можно использовать как витаминную добавку к обеду. В специальном
ящике можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата,
горошка. (Полноценные летние огороды на участках по целому ряду объективных
причин не получаются — особенно трудные условия складываются в городских
детских садах.) «Огород на окне» может существенно обогатить педагогический
процесс, позволит познакомить детей с особенностями выращивания некоторых
овощных культур, получить витаминную зелень, в которой весной так нуждается
человеческий организм.
Отдельно
от огорода в 2—3 стеклянные (майонезные) банки сажают луковицы с дидактической
целью, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для
другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя
такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за
прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в
календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере
убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и
развития растений.
Наблюдение
1. «Выращиваем лук».
Цель:
вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание
наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать
ситуацию опыта, делать зарисовки.
Собрав
детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы,
сравнить их. Подводит ребят к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме;
все три в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь. Затем уточняет, какие
условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Предлагает
проращивать их по-разному — у одной будут все три необходимых условия: свет,
вода, тепло; у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу надо
поставить в темный шкаф или плотно накрыть черным колпаком); у третьей будет
свет и вода, но она будет стоять в холодном месте (между рамами окна или т. п.).
«Интересно, что получится?» — говорит воспитатель и дает детям возможность
высказаться, сделать предположения. «Не знаю, не знаю, что будет,— заключает
он,— давайте создадим для луковиц разные условия и будем наблюдать. А чтобы нам
интересно было сравнивать луковицы, мы их зарисуем по трафаретам и на каждой
баночке приклеим кружочки-обозначения — в каких условиях растет каждая
луковица».
Одни
дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают кружочки, другие
делают зарисовки на странице календаря. В заключение воспитатель сообщает:
«Через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их
рисовать».
В
один из свободных вечеров воспитатель напоминает детям о сказке В. Бианки
«Хвосты», читает ее, предлагает повторить инсценировку: ведь скоро праздник—12
февраля — день рождения писателя.
Наблюдение
2. «Выращиваем лук».
Цель:
учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц,
связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий —
воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и
связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях: одна луковица
— в самых хороших (есть свет, тепло, вода), поэтому она лучше всех проросла, у
нее более длинные корни и зелень, у другой есть тепло и влага, но нет света,
она тоже хорошо проросла, но только листья загнутые и желтые; третья имеет
влагу, свет, но сидит в холоде—она почти совсем не проросла; учить связывать
причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.
В
начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки
луковиц: «Мы сажали лук на прошлой неделе, в четверг. Сегодня тоже четверг,
значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая
состоит из семи квадратиков-дней разного цвета, как в нашем календаре природы.
Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук».
Наблюдение
3. «Выращиваем лук».
Цель:
учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с
условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры,
пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре «полоской
времени».
Наблюдение
4. «Выращиваем лук».
Цель:
учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать
различия и связывать, их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовывать луковицы
с натуры.
Наблюдение
5. «Выращиваем лук».
Цель:
развивать в детях наблюдательность — умение замечать изменения в росте
растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся,
правильно отражать наблюдения в рисунке.
В
этом наблюдении участвует синичка Зинька. Она интересуется, что выращивают
дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в
доме (помещении), а не только в лесу. |