Опыт с водой 1
Цель: Показать значение воды для всего живого.
Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без
вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно
вылить, налить, перелить, разлить.
Оборудование и материалы:
У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с
молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные
ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной
формы и размера.
У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита;
стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на
картинках.
- Не кузнец, а с клещами (рак);
- Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
- Через море-океан плывёт чудо-великан;
Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита?
(Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как
человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления
пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не
только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для
рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все
растения и животные без воды гибнут.
Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она
течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного
сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в
стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость,
её можно наливать, переливать.
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи,
которые они решают в ходе проведения опытов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов
на разносах (кубик, шар).
В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они
свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней
произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она
примет форму банки).
Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что
наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму
того сосуда, в который её наливают. Вывод: вода формы не имеет.
2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом
кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого).
А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть
цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет
ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А
теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая?
Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета,
ни запаха, ни вкуса.
В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её
вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на
прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд. Опыт с водой 2
Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством
воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из
жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный,
твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой ( в
первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче;
третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).
В групповой комнате: два аквариума ( в одном вода чистая,
прозрачная, в другом - мутная, грязная).
У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой
мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках
или блюдцах кусочки льда.
Ход занятия:
Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М.
Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает
детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают
каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с
детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться
с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках.
Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы,
надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой
водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они
видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не
видно.)
Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в
ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе
(стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и
спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная,
видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.)
В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде
они жить не смогут и погибнут).
Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было
бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои
суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо,
чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет
грязной).
Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с
водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в
руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая
вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный,
прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если
его ударить, он расколется. Опыт N 3
Цель: Расширить знания детей об условиях перехода
воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о
превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: ознакомление со свойствами
снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом,
рассматривание снежинок (на прогулке).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек
с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной,
другая с горячей водой).
Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см),
лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в
одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям
рассмотреть формочки со льдом.
В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или
большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает
формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра,
предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают
цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В
воду добавили гуашь и заморозили).
Предлагает отгадать загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это
ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или
звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и
наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие
капельки воды.
Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о
том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.
В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег
рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой?
(Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него
можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую
погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества
слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками,
они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на
варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в
какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает
пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.
Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.
Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и
твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар,
поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?
Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с
водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает
кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает
стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает),
который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над
промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.
Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном
состоянии. |