Программное
содержание:
познакомить
детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения
детей обследовать предметы
с помощью разных органов чувств, назвать
их свойства и особенности.
Развивать их сенсорные ощущения.
Поддерживать интерес детей
к опытнической работе. Дать детям представление о том,
как добывают каменный уголь и мел, как они используются
человеком.
Познакомить детей с крупнейшими
месторождениями каменного угля и мела.
Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материалы
к занятию:
Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и
уголь;
Диктофон с записью звукового
письма;
Указка;
Подносы с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и
палочки (по количеству детей),
молоток;
Глобус, квадратики белые
и черные — символы угля и мела;
Схема
добычи каменного угля;
Клей, салфетки, кисти
для
клея, подставка для кистей, доски для рисования, альбомные
кисти, пастель,
Цветные кружочки: красные и зеленые (для игры).
Предварительная
работа: Знакомство и работа с
моделью Земли – глобусом. Работа с
лупой. Цикл занятий по темам: «Почва», «Природные камни».
Игровые
приемы:
Игра
«Живое не живое».
Сюрпризный
момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки
Медной горы.
Загадывание
загадок о каменном угле и меле.
Опыты
с каменным углем и мелом.
Рассаз
воспитателя по схеме шахты.
Работа
с глобусом.
Рисование
картины родной природы мелками, пастелью, углем.
Ожидаемый
результат:
- повышение уровня
интеллектуально-личностного развития детей;
-
повышение познавательного интереса детей к практическим
опытам с камнями.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята,
скажите мне, что нас окружает?
Дети. Нас окружают предметы.
Воспитатель. А еще что? (Природа).
— Какая
бывает природа? (Природа бывает живая
и неживая).
—
Какие признаки живой природы
вы знаете? (Дышит,
размножается, растет, двигается,
питается).
—
Давайте с вами поиграем.
Игра
«Живое не живое»
Воспитатель.
Я буду называть
разные слова, а вы — поднимать
соответственно круги, если живое — то круг зеленого цвета, если
неживое — то круг красного цвета.
—
Дети, а к нам пришла интересная посылка
со звуковым письмом, давайте его послушаем:
«Здравствуйте
дорогие
дети!
Я слышала,
что вы много знаете о природе. Вот я и решила по-
слать посылку с предметами неживой природы.
А что это за предметы, вы узнаете, отгадав
мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!
Хозяйка
Медной
горы».
Воспитатель.
Ребята,
в письме
говорится о конверте. Давайте его
откроем и прочтем, что там написано (загадывает
загадку о каменном угле).
С
виду неприглядный камень,
он в земле
лежит пластами,
Что б наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею
огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень.
(Уголь)
Воспитатель.
Вот
он какой — этот каменный уголь. (Показывает
детям).
—
Каменный уголь — это камень и относится он к неживой природе.
— Дети, а теперь садитесь все
за столы.
—
Посмотрите, у вас на столах стоят подносы
— найдите на них
каменный уголь. Возьмите каменный уголь,
рассмотрите его, рас-
скажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или
шершавый, блестящий или матовый.
—
А как вы узнали, что он твердый? (Надо
надавить на него пальцем или сжать в руке).
—
Как вы думаете, каменный
уголь прочный или нет? Давайте
проверим, такой ли прочный каменный
уголь. Я сейчас ударю по
нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет
по куску
каменного угля молотком: каменный уголь
рассыпался на несколько- мелких кусочков).
—
Да, ребята, каменный уголь
твердый, но не настолько прочный,
как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.
—
Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (Он
пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний
вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным,
блестящим или матовым. Возьмите
лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый,
как дерево...).
—
Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое
растительного
происхождения. Его основу составляют остатки
погибших древних деревьев и растений,
которые разлагаются, гниют
и превращаются
в рыхлый
торф. Лежит такой торф много, много
лет, прежде чем из него в земле образуется
каменный уголь.
Воспитатель.
Ребята,
а как
вы думаете, что произойдет, если
мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно
опустим
его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
Дети.
Пошли
круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете
есть воздух, в пористых предметах
- больше.
Воспитатель.
И при опускании в воду он вытесняется
ею, по-
этому появляются пузырьки.
—
Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).
—
Как вы думаете, он растворяется или нет?
Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
—
Помешайте палочкой воду. Меняет
ли цвет вода? Так, растворяется
или
нет каменный уголь? (Не растворяется).
—
Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Воспитатель. Нужен
ли человеку каменный
уголь? Для каких
целей? Одно из свойств каменного угля:
он хорошо горит и дает
много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений,
используется как топливо на фабриках, заводах
и железных
дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавки
чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и
лаки.
—
Добыча каменного угля производится
на поверхности земли,
а так
же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие,
темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в
шахтах. (Детям показывается схема шахты).
В стволах шахт устанавливают
подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного
угля роют подземный коридор, там прокладывают
рельсы, делают
освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных
отбойных
молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины
поднимают уголь на поверхность земли.
Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд
шахтеров — очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают
разные
машины.
—
У нас есть места, где находится много
каменного угля, целые
залежи. Это в Донецке, в Новокузнецке,
на реке Печоре, недалеко
от Москвы — тульское угольное месторождение.
Воспитатель.
Ребята
подойдите к нашему глобусу и покажите
город, в котором мы живем. Какой это город?
Давайте отметим на глобусе и те места, где добывают большое количество каменного угля.
Дети
работают с глобусом — наклеивают значки каменного
угля.
Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.
«Белый
маленький
комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы
на доске,
Белят потолки
и печки.
Растворяется легко:
Опусти комочек
в речку
— утечет
как молоко (Мел)»
Воспитатель.
Дети,
найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?
Дети.
Белый.
Воспитатель.
Мел
такой же блестящий, как и каменный уголь?
(Нет, он матовый).
—
Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками.
(Мел твердый).
— Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля.
Когда им
пишут, он крошится, сыпется, значит,
он — хрупкий.
А давайте
проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску.
Что видите?
Что сделал мел? (Мел оставляет
след).
—
Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите
руки салфеткой.
—
Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают
руки).
— А теперь попробуйте
провести полоску камнем. Такой ли след
он
оставляет? (Нет
он царапает, не пишет так, как мел).
—
Дети, давайте посмотрим,
как будет вести себя мел в воде?
Осторожно опустите мел в воду.
—
Какая была вода? (Чистая
и прозрачная).
— Что произошло
с водой? (Она помутнела).
—
Почему она помутнела? (Потому
что в ней растворяется мел).
— А давайте осторожно опустим
камень. Что происходит с водой? С камнем?
—
Да, мел растворяется.
Мел — это
известняк, состоящий из
морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — ползатвердевший
морской
ил, в котором встречаются раковины
мол-
люсков, скелеты морских ежей, лилий,
даже кораллов.
—
Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки...)
—
А как вы думаете, как мел используется
человеком? (Для
того
чтобы рисовать на доске, на асфальте).
Воспитатель.
Мел,
ребята, нужен не только для рисования. Натуральный
мел используют в сельском хозяйстве
для известкования
почв и подкормки животных, в
промышленности —
для производства цемента и извести. Мел добавляют при
изготовлении резины,
пластмассы, лаков, красок, используют для
получения
соды, стек-
ла. С помощью
мела очищают сахар от
примесей. Очищенный мел
применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных
красок, пастели, школьных мелков.
Мел
залегает на разных глубинах.
Его можно встретить на отмелях
рек и глубоко под землей. Очень большие залежи
мела в Брянской, Белгородской,
Ульяновской, Саратовской области,
а также
за пределами России: во Франции, Великобритании.
Давайте отметим эти места на глобусе.
(Дети наклеивают значки мела).
Воспитатель. Сегодня мы узнали много нового, интересного
про
каменный уголь и мел. А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую
картину родной природы теми материалами,
с которыми
вы сегодня познакомились: это — либо мелки, либо пастель,
либо уголь.
Лучшие работы поместим на выставку. |