Понятие «речевое творчество» было введено авторами
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
в 2013 году. Данное понятие определяет речевую активность ребенка - как
восприятие литературных образов, создает новый словесный образ (объект, сюжет).
Новый словесный образ – это новое слово, новый сюжет уже известного
произведения, новый рассказ, сказка собственного сочинения.
Отечественные педагоги выделяют такие виды речевого
творчества детей как словотворчество; пересказ (творческое рассказывание);
сочинение сказок (сочинительство); поэтическое творчество.
Воображение дошкольников несравнимо воображением
взрослых. В этом возрасте воображение сопоставимо с интеллектуальной
деятельностью, которая направлена на изменение окружающего мира. Малыш
"поднимается” над ситуацией и видит происходящее глазами предметов,
сказочных персонажей и даже явлений.
Обучение творческому рассказыванию – сложный
этап работы, который формирует связную речь малыша. Дети старшего дошкольного
возраста учатся придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать место и
время действия, соблюдать логические связи в развитии сюжета, отличать
реальность от вымысла. Дошкольники рисуют в воображении наряды героев,
описывают характер, черты лица, прическу.
Предоставьте ребенку поле для творчества –
наделять предметы магическими способностями, сочинять сказки, фантазировать,
описывать вымышленного персонажа. Главными героями сказок становятся любимые
игрушки и герои из мультфильмов. Ребенок легко отождествляет себя со сказочным
персонажем: девочки мечтают о платье как у принцессы, а мальчики о плаще,
который наделяет магическими способностями.При создании сказки ребенок самостоятельно придумывает
события, основываясь не только на личном опыте, но и беря за основу сюжеты уже знакомых
литературных произведений. Создает и собственные образы героев, событий, рисует
сюжет. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрывают сюжеты известных
литературных произведений, русских народных сказок. Развитие мышления оказывает
большое влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.
Такие задания развивают воображение, активизируют
словарный запас, обогащают структуру речи. Известный факт, что представление о
мире формируется у детей раньше, чем связная речь. Часто во время пересказа
малыш стремится сказать больше: в итоге замолкает, вспоминает, подбирает слова.
Помогите ребенку перевести слова из пассивного словаря в активный.
Стоит сказать о знакомстве с детской литературой. В
семье не читают, т.е. у детей нет опыта семейного чтения и активного слушания,
книга не является ценностью. Развитие ребенка осуществляется в условиях полной
развивающей среды. Естественную обстановку заполняют сенсорными
приспособлениями и материалами для игр. В помещении группы не обойтись без
аудио и видеотеки. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
Учитывайте еще один методический момент — речевая
активность воспитателя. При этом педагог не мешает ребенку творить, понимает и
принимает позицию малыша. Дошкольник обучает себя самостоятельно, опираясь на
творческий потенциал и личный опыт. Даже застенчивый малыш раскрывается.
В дошкольном возрасте формируется детская речь. Со
стороны взрослых в этот период речевое развитие требует внимания.
Познавательные процессы также совершенствуются с помощью речи. К началу первого
учебного года связная речь детей становится все более развернутой,
логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются
четкость изложения, завершенность высказываний. Достигнут определенный уровень развития
речевой активности - владение словарем и грамматическим строем речи, готовность
к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения в
школе в большей степени зависит от уровня овладения связной речью
дошкольниками.