Цели;
— подвести детей к пониманию, что наша планета Земля
имеет форму шара;
— познакомить с представлениями древних людей о форме
Земли;
учить устанавливать и понимать причинно-следственные
связи;
— воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям;
— познакомить с глобусом, его назначением и историей;
— продолжать развивать интерес к познанию окружающего
мира.
Материалы и
оборудование:
— глобус;
— иллюстрации, отображающие представления древних о
том, как выглядит Земля;
— мячи;
— фломастеры.
Воспитатель. Мы много узнали о космосе, Солнечной системе. Вы
знаете, что мы живем на планете Земля. А знаете ли вы, какова наша планета?
Какой она формы?
В древности люди по-разному представляли, как выглядит
Земля. Одни считали, что она огромная и плоская, как блин, или как тарелка. В
древней Индии люди представляли, что в огромном море из молока плавает
огромная черепаха. На ее спине стоят четыре слона, которые на своих могучих
спинах держат Землю, плоскую как блин.
Многие мореходы недоумевали: ведь если Земля плоская,
то на ней сразу все должно быть видно? А не ошибаются ли те, кто учит, что
Земля похожа на лепешку, ведь, скорее, она напоминает горбушку. Так и решили
мореплаватели считать Землю горбатой, похожей на половинку яблока или
апельсина, который лежит в блюдце с водой. Вода — море, а небо над ней, будто
колпак.
Находились смельчаки, которые мечтали добраться до
края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть?
Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом,
добирались рано или поздно до большой воды — моря или океана. Они считали, что
их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже
нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль
и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце
концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном
направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие.
«Почему же так происходит?» — задумались люди. А как вы думаете, почему?
Эксперимент
Воспитатель. У нас в группе лежат небольшие мячи. Возьмите их. А
еще нам понадобятся фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и
каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь
ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч
поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете
аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же
точке, откуда начали свой путь.
Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись
после длительного путешествия в то же место, откуда начинали путь? Что Земля —
это шар.
В результате многочисленных путешествий люди создали
много карт, на которых было отмечено расположение суши, морей, океанов. Чтобы
представить себе только поверхность Земли, но и ее форму, ученые изобрели
модель Земли — глобус. На нем размеры нашей планеты уменьшены в десятки
миллионов раз. Некий географ по фамилии Бехайм сделал первый глобус. Глобус —
маленькая модель земного шара. Большая часть поверхности глобуса покрыта
голубой краской. Это вода — моря и океаны. Зеленый цвет — равнины, леса;
коричневый — горы; желтый — пустыни. Встречаются на суше голубые пятнышки и
ниточки. Это реки и озера.
На ноге стоит одной, 
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
В конце занятия дети с воспитателем рассматривают
глобус, находят моря, океаны, равнины, горы, пустыни, реки, озера. |