Беседа о декларации прав человека, Декларации прав ребенка
Цели: дать общее представление о Декларациях...; закрепить единство понятий «права» и «обязанности». Словарная работа: декларация — документ, в котором государство торжественно провозглашает основы своей политики (деятельности по отношению к гражданам). Рассказ воспитателя Есть документы, которые разработали и подписали люди многих стран нашей планеты. Это очень важные документы — Декларация прав человека и Декларация прав ребенка. В них записаны права, которые все должны выполнять, чтобы жить в мире и дружбе. Нарушать их нельзя. В Декларации прав ребенка говорится, что все дети Земли имеют право учиться в школе, отдыхать, жить со своими родителями, и никто не имеет права их обижать, жестоко наказывать. Вот какие важные права! Каждый должен знать о своих правах и уважать такие же права других людей. Например, не только тебя никто не имеет права обижать, но и ты не имеешь права обижать других. Право на учебу осуществляется не во всех странах нашей большой планеты. Есть такие страны (Эфиопия, Афганистан и т.д.), где дети голодают, бедствуют, не учатся. Иногда такое встречается и в нашей стране, и это печально. Я надеюсь, что ваши права всегда будут соблюдаться. В конце беседы проводится чтение книги А. Усачева «Приключение зеленого человечка» с последующим обсуждением содержания. Рассматривание картин В. Перова «Тройка» и В. Маковского «Свидание» Цели: познакомить с творчеством русских художников, изображавших детей; дать представления о жизни детей в старой России; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание. Воспитатель совместно с детьми описывает картины. Картина В. Перова «Тройка» Трое детей из последних сил тянут на пригорок сани, на кото¬рых стоит тяжелая бочка с водой. Ветер кружит снежные вихри, сметает снег с городских стен и задувает его под изношенную одежду ребятишек, резкими порывами тормозит и без того медленное движение детей. Задыхаясь от тяжести и ветра, с полуоткрытыми ртами, они напрягают свои силенки. Какой-то добрый прохожий подошел помочь, но и ему нелегко сдвинуть с места сани. Дети устали. Смуглое личико девочки не по-детски грустно, веки полузакрыты от изнеможения. Мальчонка, что слева от нее, совсем выбился из сил. Его хрупкая фигурка в сюртуке, свисающем до земли, поникла, шея беспомощно вытянута. Мальчик в центре — лицо его бледно, дыхание прерывисто, шарфик развевается на ветру. Картина В. Маковского «Свидание» Издалека, видимо из деревни, пришла в город мать, чтобы навестить своего сына, отданного в обучение ремеслу. Мать села на лавку, сняла котомку с плеч и пригорюнилась, глядя на сына. А он, растрепанный, грязный, босой, в дырявом фартуке, схватил привезенный матерью калач и с жадностью вцепился в него зубами. Безысходная грусть в глазах матери. Выразительное ее лицо задумчивое, ласковое. Воспитатель. А теперь послушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька». Надо мной насмехаются... а хозяин бьет чем попало. А еды нету никакой... А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. ...Приезжай, милый дедушка. Христом богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется... — Так писал мальчик Ваня Жуков в письме своему дедушке. В конце занятия воспитатель просит детей подвести итог. ♦ Расскажите о том, как жилось детям в старой России. Можно также рассмотреть картины В. Маковского «Игра в бабки» и «Ночное» — сценки бесхитростных развлечений сельских ребят, в которых художник с любовью рассказывает об их близости к русской природе.
Рисование «Как мы живем в детском саду» Цели: вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления; закреплять технические навыки при рисовании красками или ка-рандашами (по выбору детей); воспитывать уважение и благодарность к сотрудникам детского сада, дать понять, что они прилагают много сил, чтобы детям в детском саду жилось хорошо и радостно.