Задачи. Учить детей составлять композицию из
аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показать рациональный
способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам
(ленточная аппликация). Развивать композиционные умения, чувство цвета.
Воспитывать навыки организации и планирования работы.
Предварительная работа. Освоение техники ленточной
аппликации. Дегустация варенья, рассматривание разных банок варенья в магазине,
кладовке, дома в холодильнике и пр.
Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и
прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки,
простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для
дополнения аппликации графическими элементами. Банки и баночки разной формы.
Содержание занятия.
Воспитатель проводит дегустацию варенья (игру «Угадай
на вкус»). Спрашивает, кто из детей какое варенье любит. Интересуется, кто из
литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает
детям сделать аппликации «Банка варенья для Карлсона».
Педагог напоминает детям рациональный способ
вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или пополам дважды-четырежды (в
зависимости от мягкости бумаги).
- Посмотрите. Я беру полоску бумаги, складываю
пополам, ещё раз пополам, рисую какую-нибудь ягодку или фрукт, например,
вишенку, чтобы не перерезать по бокам, где ягодка попадает на сгиб. Вырезаю,
стараясь оставить неразрезанными румяные бока. Ягодки будто бы цепляются друг
за друга, образуя «хоровод». А если перерезать рисунок на сгибах бумаги,
ягодки разъединятся и «хоровод» не получится.
Далее педагог спрашивает, как дети будут вырезать
банку. После ответов детей уточняет способ вырезания из бумаги, сложенной
пополам, и показывает разные варианты формы банок.
Дети определяются со своими замыслами и сначала
вырезают банку, а затем много ягодок или фруктов, чтобы наполнить ими банку.
Вырезанные ягоды накладывают на банку, чтобы увидеть степень её заполнения.
Готовя «варенье», дети складывают полоски бумаги гармошкой или дважды пополам,
рисуют простым карандашом один элемент (к примеру, конфету, мячик, птичку, зонтик...),
выводя некоторые элементы рисунка на сгибы, и показывают педагогу. Воспитатель
проверяет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах, напоминает, что на этом
месте нельзя разрезать. Часть ягодок вырезают разрозненно, перерезав сгибы. (Эта
работа может быть продолжена после занятия в самостоятельной художественной
деятельности или на занятии в изостудии.
После занятия. В свободное время дети по своему
желанию оформляют композицию «Кладовочка Карлсона, который живёт на крыше».
Чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Компот»:
У меня одна забота –
Как добраться до компота.
Он на самой верхней полке,
Меж вареньем и засолкой.
Я подвинул ближе стул,
Руку к банке протянул...
И теперь смотрю, как кот
|