История жизни каждого человека – это история развития
взаимоотношений его родителей, приведших к факту зачатия, это история
его развития в материнской утробе из оплодотворенной яйцеклетки в
сложнейший организм, это переживания схваток и прохождения через родовые
пути, первые впечатления от контакта с внешним миром, события раннего
младенчества и детства и, наконец, жизнь, связанная с осознанным
отношением к этому миру.
Отношение в обществе к самым маленьким его членам –
грудным и особенно новорожденным детям – это, пожалуй, одна из наиболее
значительных драм в истории развития человеческих представлений о жизни и
осознания человеком своей сущности. Последствия этой драмы слишком
серьезны, чтобы не обращать на них внимания.
"Сила и разум каждого народа развиваются из телесного
здоровья ребенка", – такие слова старого врача приводит в своей книге
И.Мюллер. Каков же сегодняшний младенец, будущий взрослый член нашего общества, носитель и продолжатель наших культурных традиций?
Теперь нам хорошо видно, что проблема детского здоровья –
это проблема общекультурная, социальная, а не узко медицинская. И
основа здоровья детей – это прежде всего соответствующие культурные
установки, выражающие отношение к родительству и детству.
Девять месяцев в материнском животе – довольно длительный
срок. Он лишь на три месяца меньше года – того периода, о котором мы
говорим. А изменений столько, что удивительно, как природа сумела
уложиться в такой короткий промежуток времени, создав сложный организм
из одной клетки.
Вообразив себя существом надприродным, человек
переделывает природу по своему разумению. Он создал науку и стал
доверять только ей, перестав доверять природе. На протяжении всей
эволюции живого на земле отлаживались механизмы роста и развития живого
существа, приведшие к возникновению человека разумного.
Первый год жизни – это период сенсорно-моторного
развития. В это время в основном развиваются наиболее древние в
эволюционном отношении нижние отделы мозга. Логика развития такова, что
высшие отделы формируются полноценно только при развитых низших.
Выше мы отметили, что первый год жизни – это период
сенсорно-моторного развития. В этот год особенно явно проявляется
принцип, сформулированный И. А. Аршавским, согласно которому ведущей
системой у ребенка является опорно-двигательная.
Да, да, именно в стрессе. Мы привыкли понимать под
стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители,
занимающиеся с детьми динамической гимнастикой и обливающие их холодной
водой, обвиняются в том, что их дети испытывают стресс! И обвинители
правы: ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам.
Грудному вскармливанию мы посвятили отдельную главу.
Здесь же только отметим, что кормление грудью – необходимая составная часть естественного
взращивания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным.
Мы уже говорили о необходимости отказаться от вредной
практики пеленания. Тогда как же ребенок должен спать? Ведь он совершает
непроизвольные движения, иногда ударяя себя по лицу, может расцарапать
кожу, или просто сосет палец.
Гигиена преследует цель обеспечения
внешних и внутренних условий, благоприятных для организма. Гигиеной мы
создаем такие условия, при которых вредоносные для нас факторы не
превышали бы некоторого безопасного уровня.
С самого раннего детства нас учили родители, воспитатели,
учителя и врачи, что основа основ здоровья – соблюдение режима дня.
Особенно это должно касаться, конечно, новорожденных и грудных детей.
Чего только не придумала медицина, охраняя здоровье наших
детей. Одним из величайших достижений медицинской науки считаются
иммунизации, или профилактические прививки.
Мать, сидящая на стуле, с платком, повязанным на голову и
марлевой повязкой на лице. Одна нога на специальной подставке. В руках у
нее сверток сигарообразной формы, из которого выглядывает детское
личико. Ребенок сосет грудь, поддерживаемую пальцами матери.
Физическая культура – это культура тела в самом широком
смысле, включающая множество аспектов. И новорожденный, и грудной
младенец нуждаются в ней не меньше, чем взрослый.
Динамическая гимнастика предоставляет родителям
эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с
физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для
коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные
асимметрии, косолапость, кривошея и т. д.
Водный тренинг, или акватренинг, – прекрасный способ
физической тренировки младенцев, использующий столь благотворную для
организма среду, как вода. Существуют различные подходы к подобным занятиям,
преследующие различные цели, начиная от простого желания рано научить
ребенка плавать до глобальных идей
аквакультуры, развиваемых И. Б.Чарковским.