В данном разделе представлены игры, направленные на формирование
звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а
также потешки, поговорки и чистоговорки, которые так нравятся детям.
В этом разделе вы найдёте игры, которые помогут развить слуховое
восприятие малыша, простимулировать отдельные звуки гуления, развить
умение находить взглядом игрушку, то есть понимать речь взрослого и т.
д.
С каждым годом жизнь предъявляет все более
высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям:
неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того,
педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а
осмысленным.
Трехлетняя Машенька с упреком спрашивает
своего плюшевого мишку: «Ну, почему ты не говоришь? Ведь у тебя есть
язычок, — значит, ты можешь говорить?!» Некоторые взрослые люди, подобно
Машеньке, представляют себе, что речь — это функция органов артикуляции:
губ, языка, гортани и т. д.
Выше мы уже говорили: для того чтобы
человек понял слово, необходимо образование связей в его мозге между
звуками, из которых слагается это слово, что отбор движений
артикуляторного аппарата и их последовательность также обеспечиваются
выработанными в мозге связями.
Известная русская поговорка гласит: «Слово
принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто
слушает». Это означает, что и для того человека, который говорит, и для
того, к кому он обращается, произносимые слова должны иметь какое-то
определенное и притом близкое содержание.
В конце первого года жизни на многие
обращенные к нему слова ребенок дает правильные реакции. «Покажи
носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — говорим мы, и малыш показывает
нос, хлопает в ладошки и т. д. «Как он много уже понимает!» — делаем мы
заключение.
В начале второго года жизни ребенок
усваивает названия многих предметов, т. е. слова становятся для него
условными знаками, сигналами соответствующих предметов. Это — киса, это —
ложка. Ребенок узнает и названия действий: дай, возьми, покажи и т. д.
«Слово есть такой же реальный раздражитель,
как любой другой, но вместе с тем оно является таким многообъемлющим
раздражителем, как никакой другой», — писал И. П. Павлов. Термином «многообъемлющий раздражитель» он хотел подчеркнуть свойство слова обобщать многие и многие предметы, явления.
Как видите, ребенку будет полезно, если
вы станете учить его производить с каждым предметом как можно больше
действий: возьми, подними, положи, открой, закрой и т. д. и т. д.
Такой вопрос задала однажды семилетняя
Мариша К. Она обратила внимание на то, что в слово «стул» «вмещаются»
только стулья, а в слово «мебель» — еще и столы, и диваны, и многое
другое. А вы замечали, что одни слова действительно обозначают более
узкий круг предметов или явлений, чем другие?
Уже дважды на протяжении этой главы
возникал вопрос о том, почему действия с предметами способствуют
развитию речи, и ответ на него мы откладывали. По-видимому, пора
попытаться сделать это.
Обычно мы ищем отражение формирующихся
представлений и понятий ребенка в его словах. Но, оказывается, есть еще
один показатель — очень выразительный и точный — рисунок.
К концу первого года жизни ребенок
произносит первые слова. «Скажи: ма-ма! ма-ма!» — учат его родители, и
наконец наступает момент, когда он повторяет: «Ма-ма!»
Итак, в конце первого года жизни дети
делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки
начинают говорить несколько раньше — на 8—9-м месяце, мальчики — на 11
—12-м месяце жизни.
Мы, взрослые люди, даем детям множество речевых стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг слышим: "Бабуся, мы дарим тебе три духа!" — и
трехлетняя Мариша преподносит бабушке набор из трех флакончиков духов —
от себя, мамы и папы.
Для нас очевидно, что большую часть слов
ребенок заучивает путем подражания: «дай-дай» — обращается к годовалому
сынишке мать и берет у нею из рук игрушку; «дай-дай» — повторяет малыш.