Как правило, до объединения детей в группу каждый ребенок
проходит этап индивидуальных занятий—погружения в музыку, знакомства с
педагогом (это особенно важно, когда мы встречаемся с ребенком замкнутым,
тревожным, избегающим контактов).
Мы стараемся использовать на занятиях ритуал, т. е. одинаковые, повторяющиеся действия,
уже на первом этапе индивидуальной работы, если ребенок не сопротивляется этому
(как правило, дети с нарушениями общения привносят свои стереотипы).
Основная задача, которую мы решали в этой серии
занятий, – научить детей работать в группе, общаться друг с другом и с педагогом,
выполнять единое действие.
В
дефектологической практике приходилось наблюдать детей 4–5 и даже 6 лет с
относительно сохранным пониманием речи и с полным (или почти полным)
отсутствием экспрессивной речи. При обычном способе занятий с таким ребенком
дефектолог старается увеличить его словарный запас, заучивая с ним слово за
словом.
Занятие с каждым новым ребенком структурно содержит два
этапа: вначале ребенок постепенно вовлекается в групповые музыкальные действия,
и только после этого начинается целенаправленное стимулирование речи.
После того как ребенок начал произносить слоги, педагог
ослабляет индивидуальную работу с ним, но следит, чтобы на каждом занятии
повторялись те песни, которым ребенок может подпевать.
Подготовительную
группу в посещают дети, которые занимаются последний год перед
поступлением в школу. Таких групп
несколько. В группы дети подбираются по сходству их проблем в адаптации, по
психологической совместимости и другим критериям.
В некоторых случаях в дополнение к групповым я проводила
индивидуальные занятия. Так было с Милой, когда она отказывалась входить в
класс и кричала при малейшем «нажиме», так было с Андреем, когда он вместо
пения громко кричал. Эти небольшие, всего по 15 минут, занятия очень помогли
детям адаптироваться к групповой обстановке.
Мы познакомились
с Илюшей, когда он начал посещать занятия в группе детей раннего возраста. Ему
было тогда 4 года. Я вела групповые музыкальные занятия и постоянно
присутствовала как психолог.
В отличие от гитары, которую обычно держала я, гусли
приходилось держать самому Илюше. Для этого ему пришлось использовать обе руки,
чего он раньше почти не делал. Но поскольку гусли ему очень нравились, Илюша
стал выводить вперед правую руку и разжимать кулак, чтобы поддерживать гусли на
коленях.
Второй курс музыкальной терапии мы провели после долгого
перерыва. Педагоги, работающие с мальчиком, решили, что Илюша достиг новой
ступени развития и ему снова нужны музыкальные занятия. Он стал более
адаптирован в группе, стал лучше взаимодействовать с педагогами.
Ребенок с нарушениями развития сталкивается в своей жизни
со многими проблемами. Это ограничение возможностей общения, проблема
организации досуга, трудность реализации своих способностей, а в
будущем—невозможность занятий какой-либо профессиональной деятельностью.
Первое наше выступление состоялось на новогоднем
празднике. Оно было удачным. Ребята были готовы к решению более сложных задач.
У нас появилась идея сделать наш ансамбль вокально-инструментальным. Вообще
человеческий голос с сопровождением воспринимается всегда легче, чем чисто
инструментальная музыка.