Задачи. Учить детей создавать из бумаги разные
кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной
аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации:
1) построение аппликативной композиции на
протонированном фоне;
2) оформление аппликации графическими средствами.
Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу
бумаги).
Предварительная работа.
Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность
(открытки, фотографии, дидактические пособия). Сюжетно-ролевая игра «Морское
путешествие». Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей
конструктора.
Экспериментирование с парусами из бумаги и ткани:
надувание с помощью насоса или пылесоса.
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага,
обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета
для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши, салфетки
матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для
оформления аппликации графическими средствами. Рисунки детей, выполненные на
занятии по рисованию «Море волнуется» как основа (фон) для создания
аппликативных композиций с корабликами.
Материал для рассматривания: репродукции,
художественные открытки или календари с изображением кораблей в море.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Плакат «Морская азбука».
Комплект карточек с изображениями морских обитаталей.
Книга «Пластилиновый остров» (автор И.А.Лыкова).
Книга «Морские прописи» (автор Н.М. Родина).
Раскраски на морскую тему.
Содержание занятия.
Перед занятием по аппликации воспитатель предлагает
детям найти и положить на свои столы рисунки, выполненные на занятии по
рисованию «Море волнуется».
В начале занятия воспитатель читает таинственным
голосом (с задушевной интонацией) отрывок из произведения A.C. Пушкина «Сказка
о царе Салтане...».
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
Спрашивает, как дети понимают выражения «по морю гуляет»
и «на раздутых парусах». В случае затруднения и в подтверждение догадок детей
предлагает достать носовые платки или взять листы тонкой бумаги и подуть в
них, будто ветер свободно «по морю гуляет» и раздувает паруса на кораблях,
поэтому они и мчатся «на раздутых парусах».
Затем воспитатель показывает детям несколько
репродукций или открыток с изображением кораблей в море и предлагает детям
дополнить свои нарисованные картины - приклеить кораблики, которые подгоняет
ветер, и они плывут быстро-быстро по морям, по волнам на «раздутых парусах».
Воспитатель спрашивает детей о том, как они будут
делать корму корабликов, и уточняет представление о том, что трапеции могут
быть разными по высоте, углу носа и наклона палубы. Во время пояснения
демонстрирует на магнитной доске (на мольберте или на фланелеграфе) разные
виды трапеций - кормы корабликов. (См. рисунок.)
Затем воспитатель предлагает детям подумать о том,
как они изобразят «раздутые паруса». Дети предлагают свои способы.
Воспитатель внимательно выслушивает, комментирует и
очень чётко объясняет с наглядным показом, что наполненные ветром паруса можно
изобразить таким образом:
1) сделать объёмный парус (рельефный), не нанося клей
всплошную и приклеивая его не наглухо, а лишь вверху и внизу, предварительно
«надув» парус -слегка или очень сильно (см. рисунок); после показа этого
способа воспитатель предлагает детям приложить лист бумаги к поверхности стола
и «надуть» парус;
2) изменить форму паруса в плоскостной аппликации -
сделать полукруглый или полуовальный вырез с той стороны, в которую плывёт
кораблик. И в ту же сторону направить флажок на мачте (см. рисунок).
Дети выбирают материалы для работы (цветную бумагу,
обрезки, фантики) и приступают к работе. Воспитатель напоминает, что кораблики
поплывут по тем морям и волнам, которые дети уже нарисовали на предыдущем
занятии (по рисованию). Тем детям, которые быстро справляются с заданием,
педагог советует сделать рельефные волны из мягких бумажных салфеток и
дорисовать на корабликах моряков, а в море морских животных.
В конце занятия проводится экспресс-выставка.
После занятия. В свободное время воспитатель может
предложить детям создать общую панораму «По морям, по волнам», объединив
несколько индивидуальных работ. В самостоятельной художественной деятельности
дети также завершают оформление аппликативных композиций графическими
средствами.
Песня моряка
Мы поднимаем якоря
И отплываем чуть заря.
Море зовёт,
Ветер поёт.
Вперёд!
Вперёд!
Вперёд!
(норвежская песенка) |