Задачи. Вызывать у детей интерес к созданию солярных
образов в технике аппликации. Учить детей вырезать солнышко из бумажных
квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные
(полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Показать
варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники,
трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и
композиции.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий,
открыток, календарей с изображением солнца и розетковых цветов (астры,
георгины, золотые шары); дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка
окошек как основы для композиций. Обследование формы цветов, вырезанных из
картона. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек,
народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах
изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своём
оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как
одном из главных образов народного искусства; сравнение солярных элементов в
разных видах народного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке,
керамике).
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и
фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумажные
формы - цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной
основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые
кисточки, розетки для клея, клеёнки; старые футболки для переодевания.
Рекомендуемые пособия, литература.
Плакаты «Весна», «Дымковская игрушка», «Писанки»,
«Ложки и матрёшки», «Золотая хохлома».
Альбом для детского творчества «Ложки и матрёшки».
Таблица с вариантами солярных (солнечных)
декоративных элементов.
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки,
песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно
описывается солнце, почему его называют красным (красный - красивый).
Воспитатель рассказывает детям потешки и стихи о солнышке, например:
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Педагог напоминает детям о том, что в изделиях
народного декоративно-прикладного искусства можно «разыскать» солнце и как
по-разному оно выглядит: в виде точки, круга, нескольких кругов, круга с
лучами-завитками, лучами-волнистыми линиями, лучами-точками, цветами, бутонами
и пр. Показывает писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского
(дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой
народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост,
крыло), так и в элементах декора (точки, многоярусные круги...).
Затем воспитатель предлагает детям создать свои
солнышки-колоколнышки -вырезать из цветной бумаги так же, как мы осенью
вырезали цветы, а зимой снежинки, - т.е. из бумажных квадратиков или фантиков,
сложенных дважды пополам. Кроме того, можно скомбинировать изобразительные
техники (дорисовать лучики и «лицо» фломастерами или гуашевыми красками). Ещё
раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии -прямые,
волнистые, завитки и сочетания элементов.
Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых
форм из бумажных квадратиков, сложенных пополам, и показывает схему с
вариантами лучиков. Советует изобразить солнышко, которое будет выглядывать
из-за тучек, и предлагает детям придумать свои способы оформления тучек.
Комментирует разные предложения детей и, в случае необходимости, подсказывает
способ обрывной аппликации и конструирования из смятых комочков бумаги
(бумажной салфетки). Дети выбирают «окошки» как фон для композиции, в
соответствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фантиков для
вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек, из которых будет
выглядывать солнышко.
По ходу занятия педагог оказывает детям
индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной
формы; читает детям потешки и стихи о солнышке:
Сол н ы ш ко- кол о кол н ы ш ко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Закатилось красно солнышко
За тёмные леса.
В лесу пташки приумолкли,
Все садились по местам,
По таким же по местечкам, -
По ракитовым кустам.
После занятия. Дети дополняют портреты солнышка
графическими элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и аппликативные
портреты солнышка.
Чтение рассказа Г. Р. Лагздынь «Татьянкина кричалка»:
- Не знаю... Наверно, плачет.
- А почему тогда дождь не солёный? Вот, попробуй!
Татьянка высовывает язык. Оля тоже высовывает язык.
- Вы чего языки повысовывали? - спросил пробегающий
мимо крыльца Димка. -Жарко?
- Почему жарко? - удивилась Татьянка. - Совсем не
жарко, мокро.
- Потому! - крикнул Димка. - Когда Бобке жарко, он
всегда язык высовывает!
- Дождь надоел, - сказала Оля. - А солнышко спит.
- Разбудить надо! - предложил Димка, останавливаясь у
крыльца.
- А как? - спросила Татьянка.
- Известно как! Покричать!
- Я знаю кричалку! И Татьянка закричала:
- Солнышко! Солнышко! Погуляй у речки! Солнышко,
солнышко! Раскидай колечки! Мы колечки соберём, золочёные возьмём! Покатаем!
Поиграем! И тебе назад вернём!
- Вот и дождик перестал, - удивилась Оля. - И солнце
выглядывает.
- А я что говорил?! - засмеялся Димка и побежал
дальше.
Для заметок
- Если идёт дождик, - это туча плачет? -спросила Олю
маленькая Татьянка.
- Мир? |