Задачи. Вызвать интерес к зимней и новогодней
тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно
передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Продолжать
освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путём сложения его
пополам и закругления парных уголков. Побуждать к декоративному оформлению
созданного образа (шапочки и шарфики в полоску или в горошек). Учить детей
при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над,
под, справа, слева, сбоку). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Предварительная работа. Лепка (конструирование)
снежных фигурок и сооружений. Лепка (конструирование) снеговиков и других
форм из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками
по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Экспериментирование с
бумагой разной фактуры и плотности. Конструирование поделок из комочков ваты и
мятой бумаги. Рассматривание шапочек и шарфиков. Упражнение в подборе
гармоничных цветовых сочетаний на дидактической цветовой модели «Радуга».
Материалы, инструменты, оборудование. Квадраты и
прямоугольники разного размера, вырезанные из мягкой бумаги белого, розового,
голубого, светло-сиреневого цвета (для свободного выбора детьми), наборы
цветной бумаги и фантики, бумажные обрезки для шапочек и шарфиков; ножницы,
клеящие карандаши или клей и клеевые кисточки, коробочки для обрезков,
фломастеры для дорисовки. В качестве фона для индивидуальных работ детей
используется .плотная бумага или картон разного формата и цвета.
Аппликация «Дед Мороз», выполненная воспитателем в
сотворчестве с двумя-тре-мя детьми (см. рисунок).
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь
«Что случилось?»:
Что случилось? Что такое?
Небо снова голубое?
Ходят в небе облака,
Сушат солнышком бока.
Плачет горько снеговик:
- К лужам с детства не привык!
Где ты, Дедушка Мороз?
Хоть немножко подморозь!
Может быть, ты болен?
Мною недоволен?
Отвечает тихо вьюга:
- Дед не болен, не сердит.
Просто он в гостях у друга
В холодильнике сидит!
Воспитатель показывает детям аппликацию «Дед Мороз» и
рассказывает, что сейчас Дедушка Мороз отправится в гости к снеговикам, чтобы
они не грустили, и будет играть с ними в снежки. Предлагает детям сделать
весёлых снеговиков и нарядить их в красивые шапочки и шарфики: «Давайте
сделаем картину-аппликацию о том, как снеговики обрадовались, перестали
плакать, весело заулыбались, быстро надели красивые шапочки с шарфиками и
побежали на детскую площадку».
Воспитатель выставляет на фланелеграфе геометрические
формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления
снеговика, и просит детей проанализировать и описать изображённое (снеговик
состоит из трёх кругов или овалов, поставленных друг на друга; внизу находится
самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький -
это голова; руки можно сделать из овалов или веточек).
Затем воспитатель спрашивает, как лучше вырезать круг
(овал). Дети вспоминают, в случае необходимости, воспитатель уточняет:
складываем бумажный квадрат (прямоугольник) пополам и, держа за сгиб,
закругляем уголки - сначала один, потом другой, чтобы получился полукруг
(полуовал); разворачиваем... и видим круг (овал). Напоминает, что снеговики
выйдут красивыми, если круги (или овалы) будут разного размера. Яркие шапочки
и шарфики можно вырезать из цветной бумаги, а можно дорисовать фломастерами.
Просит не забывать, что снеговики ждут в гости Деда Мороза и поэтому радостно
улыбаются.
Дети самостоятельно выбирают материалы для работы -
бумажные квадраты или прямоугольники разного размера (белого, голубого,
розового, светло-сиреневого цвета), листы цветной бумаги для фона и начинают
делать аппликации.
По ходу занятия воспитатель подсказывает детям, что
нужно планировать свою работу и не торопиться наклеивать вырезанные формы:
сначала нужно положить фоновый лист вертикально, чтобы снеговик поместился, и
не оставалось много пустого места с боков; затем необходимо выложить все круги
в нужном порядке, посмотреть, как получается фигурка снеговика, и только тогда
приклеивать, начиная с нижнего круга и слегка накладывая круг на круг, будто
это настоящий снеговик, слепленный из снега. Воспитатель напоминает детям,
что красивые шапочки и шарфики можно нарисовать фломастерами или вырезать из
ярких обрезков цветной бумаги, конфетных фантиков. Снеговики могут играть в
снежки, держать метлу или делать что-то другое.
В конце занятия устраивается общая выставка «Дед Мороз
в гостях у снеговиков». Из индивидуальных работ можно составить общую
композицию или альбом.
После занятия. Составление рассказов (историй, сказок)
про снеговиков и Деда Мороза. Лепка снеговиков и других снежных скульптур на
прогулке.
Чтение стихотворения-небылицы «Пикник снеговиков»
В.Шипуновой:
Небо встряхнуло звёздный ковёр.
Мы развели из сосулек костёр.
Вспыхнуло пламя бенгальских свечей.
Сыплются искры студёных огней.
Поджарим снежки, а из инея - кашку
Быстренько сварим.
В цветные бумажки –
Из-под конфет –
завернём по снежинке
Со вкусом лимона и мандаринки.
В котле шоколадном - без лишних затей
Сварим мы кашу для грустных людей.
После чтения небылицы проводится рисование-фантазирование
«Пикник снеговиков». |