Задачи. Учить составлять портрет из отдельных частей
(овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска). Познакомить с новым
способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно
нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и
карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).
Предварительная работа. Чтение романа-сказки Н.
Носова «Незнайка в Солнечном городе». Рисование портретов палочками на песке
(на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в
самостоятельной художественной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага
для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин,
белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей,
клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки. У воспитателя модель
для показа способа и варианты причёсок (из прямых полосок, из смятых комочков,
из разорванных кусочков бумаги).
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям устроить выставку своих
портретов (автопортретов) или портретов своих друзей, только не нарисованных,
а выполненных аппликацией.
- Сначала нужно выбрать фон - основу для будущего
портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу
(показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его
портрет лучше будет смотреться на ярком или тёмном фоне. Если волосы тёмные,
можно выбрать светлый фон, но подойдёт и яркий. Как лучше расположить лист?
(Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист-основу вертикально, потому
что лицо удлинённое.) Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно
вырезать овал? Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по
размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал - будто радуга
поднимается над линией сгиба - и вырезаю. Раскрываю - (пауза)! Какая форма
получилась? Овал. Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место
для причёски. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, причёску
можно сделать из бумажных полосок -вот так (показывает вариант причёски и
выставляет образец для сравнения с последующими причёсками). Если волосы
кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин,
а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки - вот так (показывает ещё
один вариант причёски). Еще интереснее всю причёску сделать из разорванных
кусочков бумаги (выставляет все варианты причёсок).
Возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль
пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу.
Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы -это лица.
Продолжайте делать портреты: лица и причёску наклейте, а всё остальное
дорисуйте. После занятия мы устроим выставку.
После занятия. Рассматривание портретов на выставке,
беседа, чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Почему я не такой?»:
Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
Станем на одно лицо,
Как куриное яйцо.
Одинаковы носы
И одной длины усы,
Одинаковые вкусы,
Те же галстуки и бусы.
И на всех один фасон
От пальто и до кальсон.
Все вокруг одной расцветки
И на все расставим метки. А иначе как узнаешь, Чью ты
маму обнимаешь? Нет ни низеньких, ни длинных, Легкомысленных, солидных,
Слишком тощих нет и тучных.
Вам еще не стало скучно?
На других ты не похож,
Тем для мамы и хорош.
Ей всего милей веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
И курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки,
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и
прекрасных.
|