Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная). Наш аквариум
11.05.2011, 09:12
Задачи. Учить детей составлять гармоничные образы
рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать
способы вырезания кругов и овалов - из квадратов или прямоугольников путём
закругления углов. Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять
варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на
композиционной основе (аквариум круглой или прямоугольной формы). Обогащать
опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.
Предварительная работа. Подготовка композиционной
основы «Наш аквариум» (возможны 2-3 варианта различной формы и разного
размера).
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага
гладкоокрашенная и фактурная, кусочки яркой ткани, ножницы, клей, салфетки
бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги и ткани
для оформления рыбок.
Педагог выкладывает на фланелеграфе или магнитной
доске несколько рыбок, составляя их из разных геометрических фигур (см.
рисунок). Предлагает детям посмотреть на них и запомнить. Затем просит закрыть
глаза и меняет некоторые детали. Открыв глаза, дети стараются угадать, что
изменилось. Проводится дидактическая игра с художественным содержанием
«Составим рыбку»: на фланелеграфе или магнитной доске выкладывается одна форма
– овал (туловище), к которому поочерёдно приставляются треугольники, овалы,
полуовалы и др. фигуры (разные хвосты и плавники).
Воспитатель показывает 2-3 рыбки, красиво вылепленные,
вырезанные или нарисованные, чтобы переключить детей с условно-схематического
изображения на художественное. Спрашивает, какие рыбки понравились больше и
почему? Предлагает детям самим вырезать из бумаги красивых рыбок и поместить
их в нарисованный аквариум (или аквариумы разной формы). Обращает внимание на
то, что рыбок можно вырезать по своему желанию из цветной бумаги или ткани и
украсить полосками, пятнышками, узорами из обрезков, конфетти, ниточек.
Советует использовать и другие приёмы оформления, в
том числе смешивание нескольких цветов (мраморный гурами), прорисовка чешуи,
создание более сложного полихромного накладного узора. Дети выбирают
материал.
Выставка. Дети помещают рыбок в большой аквариум или в
несколько маленьких, свободно располагают по всему пространству аквариума.
После занятия. Рисование и вырезание рыбок (с натуры,
по замыслу), конструирование из бумаги и других материалов, плетение из
проволоки. Изготовление игры «Ловись, рыбка» (маленькие магниты на удочках,
скрепки на силуэтах рыбок). Варианты дидактической игры: рисование мелом на
доске, палочкой на песке или выкладывание форм на столе.
Раскрашивание фигурок, вылепленных из солёного теста.
Рисование по замыслу- индивидуальное и коллективное на больших листах бумаги
(на обоях). Вырезание силуэтов морских животных. Игра «Угадай, кто это?»
(контурные рисунки мелом на доске или сделанные из проволоки).