Задачи. Учить детей вырезать звёздочки из красивых
фантиков и фольги; совершенствовать технику вырезывания из бумаги, сложенной
дважды по диагонали. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию
из вырезанных звёздочек и нарисованных снежинок для интерьера группы;
поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники
аппликации (сочетать симметричную и накладную). Формировать композиционные
умения (прикладывать снежинки и звёздочки к фону, передвигать в поисках
наиболее удачного расположения).
Материалы, инструменты, оборудование: красивые фантики
- 30-50 штук; ножницы для детского труда; дидактическое пособие "Бумажный
фольклор" с элементами оформления края (берега) розетковой формы
(звёздочек, снежинок) и прорезного декора.
Предварительная работа. Дети рассматривают «Осеннее
окошко» из осенних листьев и «Зимнее окошко» с декоративными снежинками.
Предварительная работа (с родителями). Воспитатель
вывешивает объявление для родителей с просьбой собрать для занятия красивые
фантики и цветную фольгу.
Материалы, инструменты, оборудование: цветная фольга,
красивые фантики, цветная бумага «зимних» цветов и оттенков; фактурная бумага
(иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого,
необычного колорита; ножницы, клей, картон или плотный лист большого формата,
протонированный заранее голубым цветом; краска-гель («серебро») или цветные
карандаши, тонкие фломастеры для дорисовки.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение В. Татаринова
«Дед Мороз»:
Дед Мороз на окна дышит,
На стекле картины пишет:
Стрелы, башни и цветы
Небывалой красоты!
Из какой хрустальной сказки
Раздобыл он эти краски?
Блещет искрами листва,
Серебрятся кружева.
Дед Мороз устал немножко,
Тихо смотрит к нам в окошко...
Поглядите, Дед Мороз
Бородой к стеклу прирос.
После небольшой паузы, необходимой для переживания
настроения, вызванного стихотворением, педагог показывает несколько звёздочек
и снежинок, вырезанных из фольги и красивой цветной бумаги. Удивляется вместе
с детьми тому, что они похожи на настоящие. Сообщает, что дети сами могут
вырезать звёздочки-снежинки и дополнить общую композицию "Зимнее
окошко". Демонстрирует способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной
дважды по диагонали.
Воспитатель показывает детям звёздочки и снежинки,
вырезанные из фольги и фантиков. Предлагает полюбоваться. Спрашивает, нравятся
ли детям эти необычные звёздочки-снежинки, из чего они сделаны? Дети
высказывают свои догадки.
Воспитатель показывает детям способ вырезывания
звёздочек из фантиков, сложенных дважды по диагонали: «Беру лист бумаги белого
(голубого, розового, золотого) цвета; складываю пополам, как косыночку, а
потом ещё раз пополам» (см. рисунок).
Педагог обращает внимание на то, что край (берег)
оформляется зубчиками -мелкими и крупными, длинными и короткими, острыми и
тупыми; показывает схему (см. рисунок). Напоминает, какими элементами
прорезного декора можно украсить снежинки. Вывешивает дидактическое пособие
"Бумажный фольклор". По ходу занятия дети могут подходить, раскрывать
сложенные пополам формы, чтобы рассмотреть элементы декора.
Воспитатель выставляет варианты форм -целые и
половинки для наглядного ориентира. Дети упражняются на черновых листах бумаги.
Затем педагог показывает элементы прорезного декора: круги, треугольники,
ёлочки, ромбики и пр. Ещё раз напоминает технику симметричного вырезания
сложной формы (самый ответственный момент в занятии), предлагает детям самостоятельно
выбрать материалы для художественного творчества и начинать работу.
Дети выбирают фантики, вырезают звёздочки и снежинки.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь: помогает сложить фантики дважды
по диагонали, подсказывает, как построить узор (например, чередовать два вида
элементов на одной стороне или вырезать на одном сгибе один вид элементов
узора, а на другом иной). Все вырезанные звёздочки выкладываются на белом или
тёмно-синем (фиолетовом) листе бумаги, чтобы лучше был виден прорезной декор
(ажурный узор). По мере изготовления детьми звёздочек и снежинок воспитатель
предлагает подходить к «Зимнему окошку» для наклеивания. Дети дополняют
композицию «Зимнее окошко» по своему желанию.
В конце занятия воспитатель предлагает детям
посмотреть в это импровизированное окошко и рассказать, что они видят
(красивые звёздочки и снежинки, снегопад, снежинки падают и прилипают к нашему
окошку и др. варианты ответов).
Если осталось много «свободных» звёздочек, которым не
нашлось места на «Зимнем окошке», педагог вместе с детьми обсуждают варианты
иных композиций, которые можно составить из вырезанных снежинок (например,
ёлка, букет, салют, снеговик). На этом или другом занятии могут составить 2-3
композиции. Воспитатель помогает наметить общую структуру -рисует, например,
силуэт ёлки или снеговика. Дети заполняют пространство внутри контура
вырезанными звёздочками, предварительно разложив их в поисках наиболее
красивого цветосочетания.
После занятия. В свободное время (после прогулки или
во второй половине дня) дети рассматривают коллективную композицию «Зимнее
окошко», описывают отдельные снежинки и звёздочки или всю композицию
«красивыми» словами, с помощью педагога составляют описательный рассказ.
В самостоятельной художественной деятельности воспитатель
может предложить небольшой группе детей смастерить объёмные звёзды-мобили
(подвески).
Дети вырезают несколько пар звезд одинаковых по форме
и размеру, но разных по цвету. Украшают каждую звёздочку с одной стороны:
наносят клей и посыпают блёстками или конфетти. После высыхания делают
надрезы точно до середины. Соединяют звёзды вместе через разрез (вставляют одну
в другую). Прикрепляют скотчем петельку или продёргивают ниточку-подвеску. |