Аппликация из геометрических фигур разной величины «Наша ферма»
09.05.2011, 22:12
Задачи. Показать детям возможность создания образов
разных животных (овечка, корова, ослик, поросёнок и др.) на одной основе из
овалов разной величины. Закрепить умение вырезать овалы из бумаги, сложенной
пополам, с закруглением уголков. Учить детей передавать пространственные
представления (рядом, сбоку, справа, слева, ближе, дальше).
Предварительная работа. Рассматривание изображений
домашних животных и их детёнышей (корова, телёнок, свинья, поросёнок, овца,
ягнёнок, ослик и пр.). Конструирование образов животных из деталей
конструктора, геометрической мозаики. Беседа по содержанию картины (плаката)
«Ферма».
Подготовка основы для будущей композиции:
1 вариант - для детских работ воспитатель готовит
листы бумаги одного размера зелёного, жёлтого, серого, голубого цвета и
оформляет обложку для альбома «Ферма»;
2 вариант - для детских работ воспитатель вырезает из
цветной бумаги зелёные лужайки, песчаные дворики, голубые лужи (в форме клякс
или овалов) и готовит основу для коллективной композиции - лист бумаги большого
формата или полосу обоев нейтрального цвета.
Материалы, инструменты, оборудование.
Наборы цветной бумаги, бумажные прямоугольники
(разные по величине и по цвету), ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и
матерчатые салфетки, коробки или подносы для обрезков, фломастеры или цветные
карандаши для оформления мелких деталей.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям картину (плакат) «Ферма»
и опрашивает, кто на ней живёт, проводит пальчиковую игру, изображая домашних
животных.
Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе (или рисует на
доске, листе бумаги) овалы: три больших и над ними на некотором расстоянии и
чуть сбоку - поменьше. Спрашивает детей, в кого или во что можно превратить эти
овалы? Выслушивает предположения детей и предлагает посмотреть, как одинаковые
овалы - большой и маленький - превратятся в разных животных. Показывает
аппликативные фигурки трёх разных домашних животных (например, овечки, поросёнка,
лошадки), в основе которых лежат овалы - большой (туловище) и маленький
(голова). Поочерёдно показывает картинки и спрашивает у детей, кто это и как
об этом догадались? Уточняет размышления детей: все эти животные похожи друг
на друга тем, что у них есть большое овальное туловище и небольшая овальная
голова; а различаются животные другими частями тела - хвостами, шеями, ногами.
Воспитатель оставляет картинки на доске или мольберте, чтобы дети во время
работы могли сверять с ними свои представления о животных.
Воспитатель спрашивает, как дети будут вырезать овалы.
Дети вспоминают, в случае необходимости, воспитатель уточняет: складываем
бумажный прямоугольник пополам и, держа за сгиб, закругляем уголки -сначала
один, потом другой, чтобы получился полуовал; разворачиваем - и видим овал. В
одной руке воспитатель держит большой овал, а в другой - маленький и начинает
показывать детям разные комбинации размещения туловища и головы:
- кто это может быть, если голова прикреплена прямо к
туловищу сбоку; справа или слева? (Овечка, поросёнок, баран, телёнок.);
- кто из домашних животных может получиться, если
голову приподнять над туловищем сбоку? (Лошадка, ослик, корова.);
- если голову опустить ниже туловища? (Любое животное,
которое ест или пьет.).
Дети выбирают подходящую по цвету и размеру бумагу и
начинают вырезать, сверяясь с рисунками или изображениями животных на картине
«Ферма». Фигурки животных дети наклеивают по выбору на зелёную, жёлтую или
голубую бумагу и составляют альбом «Ферма». Возможен более трудоёмкий, но более
эффектный вариант, когда дети помещают (наклеивают) фигурки животных на
зелёные лужайки, песчаные дворики или в голубые лужи, вырезанные заранее
воспитателем, и размещают на общей композиции «Ферма» из полосы обоев или
листа бумаги большого формата.