Цель: учить детей рассматривать художественное
произведение - натюрморт; подвести детей к пониманию единства содержания
смысла картины и средств выразительности, найденных художником; развивать
способность детей давать эстетические оценки; учить рисовать кухонные принадлежности
на различном материале, вырезать контур и наклеивать, соблюдая композицию;
закреплять прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, силуэтов.
Материал: карандаши, бумага разной фактуры, фольга,
кожа, ткань и т. д.; клей, кисти, ножницы, салфетки, клеенки; картина И. И.
Машкова «Натюрморт с самоваром», трафареты, шаблоны посуды; образцы рисования
посуды, кухонная утварь - скалка, доска, сито, шумовка и т.д.
Предварительная работа: рассматривание натюрмортов В.
Стожарова «Квас», «Лен»; чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»;
экскурсия в хозяйственный магазин; лепка, рисование посуды и т. д.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть натюрморт И.
И. Машкова «Натюрморт с самоваром».
- Ребята, полюбуйтесь этой картиной. Скажите, какое
настроение она у вас вызывает, радостное или грустное, спокойное или"тревожное?
Как вы думаете, о чем эта картина?
- Правильно, о хозяйственных принадлежностях, о
посуде. Какая посуда здесь изображена? (Кухонная.)
- И. И. Машков назвал свою картину «Натюрморт с
самоваром». Давайте найдем самовар на картине. Если бы самовар умел говорить,
что бы он рассказал о себе? («Я— самый главный, большой, красивый!») А какого
цвета самовар? (Серовато-фиолетовый, стальной, холодный, блестящий.) А что еще
на картине нарисовано таким же цветом? (Поднос за самоваром, лампа перед ним, кувшинчик,
утюг, крышка от кастрюли.)
- Яркими пятнами выделяется медная посуда:
коричневато-желтая тарелка, перед ней - красновато-коричневый чайник, слева -
небольшая желтоватая ступка. Слева от самовара - небольшая кастрюлька с ручкой,
малиновая коробка с крышкой, на которой стоит деревянная чаша с хохлом-ской
росписью. А в самом углу - поднос со светло-желтыми пятнами. Это играет на
посуде падающий из окна свет.
В картине мы ощущаем столкновение двух цветовых тонов
- холодных (сизо-серо-синих) и теплых (коричнево-красных, желтовато-оранжевых,
красновато-малиновых). А каких цветовых тонов больше? (Холодных.)
- Вот поэтому и возникает чувство тревоги. Художник
писал картину в очень трудное время, холодное, голодное. Об этом говорит пустая
посуда. Кажется, что посуде холодно. Предметы как бы жмутся друг к другу, чтобы
согреться. Сейчас у нас е голодное время, и мы с вами постараемся создать свой
натюрморт, более веселый. Наш натюрморт также будет составлен из посуды.
Используем прием - коллаж. Это наклеивание на основу материалов, отличающихся
по цвету, форме, фактуре.
1. Выберем предметы кухонной посуды, какие нам
понравятся.
2. Нарисуем очертания этих предметов.
3. Если есть желание, можно нанести на предметы
точечный узор или раскрасить.
4. Аккуратно вырежем предмет по контуру и расположим
на листе, затем приклеим.
По ходу работы необходимо помогать детям, напоминать
приемы вырезывания силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Спросить, какую
цветовую гамму решили использовать. Какой получился натюрморт, грустный или веселый?
В конце работы оформляется выставка натюрмортов.
|