Задачи. Продолжать учить детей вырезать розетковые
цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом «дважды по
диагонали». Обогатить аппликативную технику - вырезать лепестки разной формы,
передавая характерные особенности конкретных цветов (белые ромашки, синие
васильки, красные маки или гвоздики). Показать детям возможность составления
панорамной коллективной композиции на единой основе из множества элементов
(цветков). Развивать пространственное мышление и воображение. Воспитывать
интерес к сотворчеству.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная бумага, готовые бумажные формы - цветные
квадраты разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, салфетки
бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий,
открыток, календарей с изображением цветов (ромашки, васильки, гвоздики,
маки); беседа о весне и цветущих растениях; дидактическая игра на цветовой
модели «Цветной домик» с целью развития восприятия цвета и получения
гармоничных цветосочетаний.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения Г.
Лагздынь «Запах лугов»:
Мчался ветер стороной,
Тронул запах луговой!
Колокольчик вдруг запел,
Мак с гвоздикой заалел,
Клевер шапочкой махнул,
Зверобой легко вздохнул!
Подсинили васильки
Свои глазки-огоньки...
Две глазастые букашки,
Собирая мёд на кашке,
Хоботками закрутили,
В небо глазки закатили.
А ромашки полевые,
А ромашки луговые
Жёлтым лютикам кивают,
Улыбаясь, напевают...
Воспитатель показывает детям изображения розетковых
(т.е. имеющих круговое строение венчика) цветов - белую ромашку, красную
полевую гвоздику (или мак) и синий василёк. Спрашивает, в чём сходство и
отличие этих цветов между собой. Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые
цветы похожи на круг или на солнышко (имеют в своей основе круг, если смотреть
на них сверху). Воспитатель спрашивает детей, как можно вырезать такие цветы
из бумаги. Обобщает («Можно так... очень хороший способ ...» и т.д.) и
напоминает рациональный способ - вырезание розеткового цветка путём сложения
бумажного квадрата дважды по диагонали. Сначала дети упражняются на черновых
листках бумаги, а потом создают красивые образы цветов из цветной бумаги.
Воспитатель показывает детям разные приёмы оформления
края - «берега» розетковых форм, чтобы получились разные цветы, как настоящие:
у ромашки и мака лепестки округлые - вырезаем «маковки», у василька и гвоздики
лепестки сложные (сложнорассечённые) - вырезаем «зубчики» (см. рисунок).
Воспитатель спрашивает детей, какого цвета полевые
цветы ромашка, василёк, гвоздика. Уточняет ответы (в случае необходимости) и
предлагает вырезать много-много цветов, чтобы из них можно было составить
разные композиции. Дети вырезают конкретные цветы (ромашки, васильки, маки и
полевые гвоздики), подбирая бумажные квадратики соответствующего цвета и
стараясь передать форму лепестков («маковки» или «зубчики»).
Все вырезанные цветы дети переносят на свободный стол
или на пол, рассматривают и с помощью воспитателя составляют красивую
композицию «Наш луг». Воспитатель спрашивает детей, как нужно приклеить цветы,
чтобы они выглядели как живые, и ветер шевелил их лепестки. Дети высказывают
свои предположения. Воспитатель уточняет ответы и наглядно демонстрирует
способ: берёт цветок, прикладывает его к незавершённой композиции в поисках
подходящего места, снимает цветок с композиции, переворачивает его на клеёнке,
наносит клей с оборотной стороны лишь на серединку цветка, опять
переворачивает, плотно прижимает цветок серединкой к незавершённой композиции
«Наш луг»; аккуратно приподнимает лепестки пальчиками или закручивает их на
карандаш, чтобы придать пышность, живость и объём.
После занятия. Оформление панорамной композиции «Наш
луг» будет продолжено на следующем занятии по аппликации «Бабочки порхают».
Чтение стихотворения А. К. Толстого «Колокольчики
мои»: