Задачи. Учить детей составлять коллективную
композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы).
Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или
дважды пополам (ленточная аппликация). Развивать композиционные умения,
чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве,
чувство ответственности за общее дело.
Предварительная работа. Подготовка основы для
коллективной композиции (большой лист бумаги: внизу размещена шляпа фокусника,
вырезанная из бумаги и приклеенная полуобъёмно, из шляпы «вылетают» фокусы -
2-3 ленточных аппликации (например, голуби, цветы, звёзды, конфеты, перчатки,
носки). См. рисунок.
Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и
прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки,
простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для
дополнения аппликации графическими элементами. Незавершённая композиция «Шляпа
фокусника» с двумя-тремя фокусами (ленточными аппликациями).
Рекомендуемые пособия, наглядность.
Плакаты «Цирк», «Зоопарк», «Множество», «Состав числа
5», «Состав числа 10».
Комплект технологических карт по лепке «Цирк».
Незавершённая композиция «Шляпа фокусника»
(аппликация).
Содержание занятия.
Воспитатель в плаще и цилиндре фокусника показывает
фокус (вынимает из своей шляпы новогоднюю гирлянду). Затем показывает детям
незавершённую композицию «Шляпа фокусника», подготовленную заранее в
самостоятельной художественной деятельности, и предлагает детям придумать и
смастерить свои фокусы, которые будут «вылетать» из шляпы. Затем педагог
знакомит детей с новым способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или
пополам дважды-четырежды (в зависимости от мягкости бумаги).
Посмотрите на этот фокус (в это время педагог
разворачивает одну из ленточных вырезок, например, голуби, цветы, звёзды,
яблоки или конфеты). Видите, все голуби (или цветы, яблоки, конфеты -элементы
ленточной аппликации) соединяются между собой в виде цепочки или новогодней
гирлянды. А сделать это можно так. Беру полоску бумаги, складываю пополам, ещё
раз пополам, рисую картинку, например, ёлочку, таким образом, чтобы нижние
веточки попали на сгиб. Вырезаю, стараясь оставить неразрезанными нижние
ветки на сгибах. Эти веточки будут держаться друг за друга, и получится вот
такой хоровод. А если нечаянно перерезать рисунок на сгибах бумаги, ёлочки
разъединятся и «хоровод» не получится.
Дети задумывают свои фокусы, складывают полоски
бумаги гармошкой или дважды пополам, рисуют простым карандашом один элемент (к
примеру, конфету, мячик, птичку, зонтик...), выводя некоторые элементы рисунка
на сгибы, и показывают педагогу. Воспитатель проверяет, чтобы были
зафиксированы детали на сгибах, напоминает, что на этом месте нельзя разрезать.
Дети вырезают по самостоятельно нарисованному контуру, разворачивают свои
«фокусы» и по желанию дополняют их рисункам или аппликацией. Тем детям, которые
недавно пришли в детский сад или не очень умело владеют ножницами,
воспитатель предлагает составить гирлянду-фокус из отдельных элементов -
кругов, треугольников, звёздочек, листочков, жуков и
пр. Все дети переносят свои «фокусы» (ленточные аппликации) на общую
композицию «Шляпа фокусника», красиво и свободно размещают, аккуратно
приклеивают.
В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, не
смогут ли они найти новые необычные фокусы у себя на столах или в коробочках
для бумажных обрезков. Дети обнаруживают остатки тех полосок бумаги, из
которых были вырезаны силуэтные «фокусы». Педагог советует приложить эти
полоски со сквозным прорезным рисунком к цветной бумаге и при желании
наклеить. (Эта работа может быть продолжена после занятия в самостоятельной художественной
деятельности или на занятии в изостудии.)
После занятия. В свободное время дети по своему
желанию дополняют композицию «Шляпа фокусника» и при участии педагога
превращают её в цирковую афишу.
Воспитатель читает детям сказку-крошку В. Кротова «Фокус с фокусником»:
Приехал в один город фокусник на гастроли. Все фокусы
сам показывал, а для одного ему понадобился помощник. Вызвал он из зала юную
Кю и попросил шепотом: когда он исчезнет, сосчитать до трех и ударить палочкой
по стулу. Но Кю забыла, обо что надо ударить. Стала тут и там стукать, наугад.
Столько всего напояв-лялось: гусь, кактус, велосипед, ведро с водой, а
фокусника нет. Наконец задела она ножку стула, и фокусник под стулом возник. Но
не обиделся и даже подарил юной Кю кактус.
|