Задачи. Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов)
и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; показать
разные приёмы декорирования цветка (накладная аппликация, раздвижение,
мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию
из отдельных элементов; развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с
этикетом поздравлений. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с
праздником открыткой, сделанной своими руками.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий,
открыток, календарей с изображением цветов; беседа о весне и цветущих
растениях. Подготовка фона для будущей композиции - тонированного листа бумаги
(примерно 40x60 50x70 см) с наклеенной вазой, вырезание заготовок для тюльпанов
- квадратов и прямоугольников; дидактическая игра на цветовой модели «Радуга» с
целью развития чувства цвета и получения гармоничных цвето-сочетаний.
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага,
готовые бумажные формы - цветные квадраты и прямоугольники; фантики на
бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые,
клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки.
Содержание занятия.
Воспитатель вносит в группу букет живых тюльпанов,
предлагает детям полюбоваться цветами, вдохнуть аромат, закрыть глаза и
представит, как выглядит весенний букет.
Затем читает стихотворение Е. Благининой:
Все хожу, всё думаю, смотрю,
Что ж я завтра маме подарю?
Может, куклу?
Может быть, конфет? Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк -
Аленький цветочек-огонёк.
Воспитатель показывает детям фон будущей композиции и
предлагает создать для всех-всех мамочек открытку «Букет тюльпанов» - такую же
красивую, как наши мамочки, и такую же большую, как наша любовь к ним.
Педагог показывает детям рациональный способ создания
цветка путём сложения бумажной формы пополам с последующим закруглением снизу
и вырезыванием зубчиков сверху (см. схему). Обращает внимание детей на то, что
при вырезывании тюльпана бумажную форму нужно держать за сгиб (серединку цветка),
чтобы не перерезать цветок пополам. Дети осваивают новый способ на черновых
листочках бумаги, чтобы не бояться испортить. Затем выбирают цветные бумажные
формы и вырезают красивые тюльпаны - венчики цветов, листья и стебельки. По
ходу занятия воспитатель спрашивает детей, как можно украсить цветы, и
показывает на вариативных образцах некоторые способы декорирования образа
(прорисовка пятнышек и прожилок, раздвижение, накладная аппликация). Дети
украшают вырезанные тюльпаны и по мере изготовления переносят их на общий фон.
Воспитатель советует не торопиться с приклеиванием цветов к фону, так как
сначала нужно составить красивый букет - выложить все цветы и подвигать их в
поисках наиболее удачного размещения.
После занятия. Дети любуются красивой открыткой с
букетом тюльпанов, составляют текст поздравления (воспитатель пишет печатные
буквы фломастером) и находят место для выставки.
Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Тюльпан»:
Два огромных зелёных листа, разлинованных, как
тетрадь по русскому языку, плотно обхватили сочный стебель тюльпана, на
вершине которого возвышается чудесный цветок.
Ярко-алые лепестки-ладошки тесно прижались друг к
другу и горбились, будто прятали что-то от любопытного взгляда. Но вот ладошки
стали разворачиваться, и все увидели огромный глаз.
Глаз был тёмный, выпуклый, опушённый рыжими ресницами,
а вокруг глаза подрисованы длинные, уходящие на лепестки, тени.
Каждый день тюльпан раскрывал свои ладони, а к вечеру
ладошки смыкались -цветок засыпал.
Шли дни. Кончики лепестков потемнели и подсохли, к
тюльпану пришла бессонница.
Однажды целую ночь тюльпан смотрел печальным глазом в
темноту. За занавеской затеплился новый день, просыпалось солнце. Его яркие
ослепительные лучи брызнули на лепестки тюльпана, запрыгали солнечными
зайчиками по скрученным листьям.
От неожиданности тюльпан закрылся ладонями и вдруг широко,
да так, как никогда, распахнул потемневшие лепестки и уронил все сразу на
стол, где стояла ваза. |