Задачи. Совершенствовать технику вырезания округлых
форм из бумаги, сложенной вдове. Развивать чувство формы и композиционные
умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной вазы или
фруктовницы, частично накладывать вырезанные силуэты друг на друга и размещая
выше-ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию
многокрасочных, красивых, ярких натюрмортов. Подвести к пониманию того, что
красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и
художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита.
Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Предварительная работа. Беседа о заморских
(экзотических) плодах (ананас, банан, кокос). Рассматривание репродукций и
художественных открыток с изображением натюрмортов. Продолжение знакомства с
натюрмортом как жанром живописи; рассматривание репродукций картин;
составление натюрмортов из цветов, овощей, фруктов; фотографирование; рисование
с натуры сухими художественными материалами (цветными карандашами, сангиной,
фломастерами).
Материалы, инструменты, оборудование. Квадратики и
прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, жёлтого,
оранжевого, синего, зелёного, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной
бумаги для выбора фона; фактурная бумага для самостоятельного вырезания ваз и
фруктовниц, а также для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки
для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки. По возможности
тропические плоды - ананас, бананы, кокос и др. (или качественные муляжи). 4-5
незавершённых композиций, подготовленных воспитателем (см. рисунок).
Рекомендуемые учебные пособия, литература.
Плакаты «Фрукты», «Остров».
Комплект карточек с изображением тропических фруктов.
Незавершённая композиция для аппликации «Натюрморт»
(2-3 варианта).
Раскраски с изображениями экзотических плодов.
Содержание занятия.
Внимание: занятие по аппликации «Заморский натюрморт»
проводится после занятий по ознакомлению с окружающим миром, в ходе которого у
детей уточняются представления об особенностях экзотических растений и их
плодов.
Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих
тропических плодов (ананас, кокос, банан) или качественных муляжей. Педагог
предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже знают, откуда к нам приехали
(приплыли, прилетели) эти необычные плоды. Дети не спеша обходят натюрморт и
рассматривают его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том,
что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной
стороны, на переднем плане бананы, а если посмотреть с другой стороны, на
переднем плане кокос и т.д.).
Воспитатель показывает детям четыре-пять незавершённых
композиций с приклеенными силуэтами ваз или фруктовниц, вырезанных из
фактурной бумаги.
- Сегодня на занятии мы будем вырезать разные
заморские плоды и составлять из них красивые натюрморты вот в этих красивых
фруктовницах. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать.
Воспитатель показывает детям бумажные прямоугольники
разного размера и один квадратик и предлагает подумать, из какой бумажной
заготовки лучше всего
вырезать ананас, банан и кокос. После ответов детей
напоминает способ вырезания: для ананаса и кокоса складываем заготовку
пополам и попарно закругляем уголки, а банан вырезаем так же, как огурчик.
Воспитатель предлагает детям подумать, как можно
передать особенности внешнего вида (ячеистость поверхности) и шероховатость
ананаса, ворсистость кокоса, гладкость банана. Дети предлагают свои способы,
воспитатель уточняет и показывает новые приёмы.
Дети распределяются на небольшие группы по 4-5
человек, каждая группа выбирает одну незавершённую основу для коллективной
композиции или же готовит её сама (дети выбирают цвет фона и поручают одному
ребёнку вырезать фруктовницу).
Дети обдумывают свои замыслы, распределяют объём
работы, договариваются о том, кто какие плоды будет вырезать (в каком
количестве) и начинают работать. Воспитатель помогает косвенными вопросами,
эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребёнка к поиску способа
складывания бумаги и вырезания формы или выбору подходящей цветовой гаммы.
Дети вырезают силуэты фруктов и создают композиции.
Если фрукты не помещаются в вазе или фруктовнице, воспитатель советует
частично наложить силуэты бумажных плодов друг на друга и подвигать в поисках
лучшего их размещения. Оформляется выставка для родителей и детей всего
детского сада.
После занятия. Оформление выставки заморских
натюрмортов, проведение экскурсии с ребёнком-экскурсоводом, составление
описательных рассказов, рисование натюрмортов с натуры.
Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь:
Мы играем в телефон.
Это Африка? Где слон?
Если Африка, скажите!
Так. С жирафом нас свяжите!
Как погода в Африке?
Всё нормально?
Как с дождями в Африке?
Максимально...
|