Задачи. Учить детей оформлять самодельный
коллективный альбом аппликативными элементами. Показать декоративные и
смысловые (содержательные) возможности ленточной аппликации (вырезывания из
бумаги, сложенной гармошкой или четырежды пополам), уточнить её специфику и
раскрыть символику (дружба, взаимопомощь). Развивать композиционные умения,
чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками
и взрослыми.
Предварительная работа. Подготовка основы для
коллективной композиции - листы бумаги одного формата, но разного цвета
(голубого, светло-жёлтого, бежевого, светло-зелёного, розового и пр.) с оформленной
обложкой «Дружные ребята»; вариативные образцы: 2-3 ленточных аппликации
(«мальчики», «девочки», «мальчики и девочки»).
Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и
прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки,
простые карандаши для прорисовки элементов, листы бумаги одного размера (
основа композиции) для составления общего альбома; цветные карандаши и
фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь
«Детский сад»:
Мы спешим.
В урочный час
Добрый дом встречает нас.
Здесь любимые игрушки,
Здесь друзья
И здесь подружки.
Я иду, я иду,
Брата младшего веду.
Раздеваюсь на ходу -
Много дел у нас в саду.
Воспитатель предлагает детям составить общий альбом в
картинках о том, как мы дружно играем и чем занимались в нашем детском саду.
- Сегодня мы начнём оформление альбома. Вот обложка
(педагог поднимает вверх и показывает детям подготовленную заранее обложку
альбома «Дружные ребята»), а вот странички (показывает листы бумаги одного
размера, но разного цвета). Эти странички пока пустые, но вы их заполните -
начнёте сегодня на занятии по аппликации и продолжите в следующий раз на
занятии по рисованию.
Давайте покажем в этом альбоме, какие мы дружные. Вырежем
фигурки человечков - будто это мы - и приклеим на странички альбома. Каким
способом лучше всего вырезать, человечков, чтобы показать, какие они дружные -
держатся за руки, помогают друг другу или весело идут в праздничном хороводе?
(Ответы детей.) Педагог предлагает детям сделать «хороводы», сложив бумагу
гармошкой и вырезав сразу двух или четырёх человечков, которые крепко держатся
за руки.
- Берём бумажный прямоугольник или широкую полоску,
складываем пополам, ещё раз пополам (или гармошкой), рисуем одного человечка,
при этом руки выводим на сгиб, чтобы человечки держались за руки. Вырезаем,
стараясь не перерезать руки на сгибах. Наши человечки будут держаться друг за
друга, и получится вот такой хоровод. А если нечаянно перерезать рисунок на сгибах
бумаги, все человечки будут плясать по одному и «хоровод» не получится. Можно
вырезать мальчиков в брюках (воспитатель показывает ленточную вырезку «Хоровод
мальчиков» в развёрнутом виде и складывает её, чтобы дети увидели один элемент
- одного мальчика). Можно вырезать девочек (воспитатель показывает другую
ленточную вырезку в развёрнутом виде «Хоровод девочек» и складывает её, чтобы
дети увидели один элемент - одну девочку). А можно вырезать и мальчиков и
девочек вместе, подумайте, как это лучше сделать? (Предложения детей.)
Сейчас каждый из вас выберет цветную страничку и
цветной прямоугольник, которые красиво сочетаются по цвету. Из прямоугольника
получится дружный хоровод, который нужно будет приклеить на цветную страничку.
Дети складывают бумажные полоски или прямоугольники
гармошкой или дважды пополам, рисуют простым карандашом одного человечка,
выводя его руки на сгибы, и показывают контурные рисунки педагогу.
Воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах; напоминает,
что на этом месте нельзя разрезать. Дети вырезают по самостоятельно
нарисованному контуру, разворачивают свои «хороводы» и по желанию дополняют их
рисункам или аппликацией.
В конце занятия дети переносят свои «хороводы»
(ленточные аппликации) на свободный стол, рассматривают, обмениваются
впечатлениями. Педагог советует рассмотреть обрезки, приложить их к цветной
бумаге и при желании наклеить. (Эта работа может быть продолжена в самостоятельной
художественной деятельности или на занятии в изостудии.)
После занятия. На занятии по рисованию дети продолжат
оформление коллективного альбома «Дружные ребята».
|