Задачи. Вызвать у детей интерес к изображению осенней
берёзки по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные
изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны
(аппликация) и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками
(аппликация и рисование). Совершенствовать технические умения. Развивать
чувство цвета и композиции.
Предварительная работа. Рассматривание репродукций,
художественных открыток, слайдов с осенними пейзажами (И. Левитан «Золотая
осень»).
Беседа о золотой осени. Работа по развитию речи на
обогащение речи многозначными словами (золотые руки, золотое сердце, золотая
голова, золотое слово, золотое время и т.д.). Совершенствование техники
обрывной аппликации - наблюдение за творческой работой воспитателя и подготовка
композиционных основ для малышей. Знакомство с искусством Золотой Хохломы,
освоение несложных элементов кистевой росписи.
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная
бумага для изображения берёз (жёлтая, золотистая фольга, зелёная, белая,
ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, цветные карандаши, коробочки для
обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа
детям способов оформления кроны золотых берёзок в: технике обрывной аппликации
(цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная
аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.)
Содержание занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию
картины И. Левитана «Золотая осень» и читает стихотворение В. Набокова
«Берёзы»:
Стволы сквозь лёгкое зелёное сиянье
Белеют, тонкие, и воздух освежён
Грозой промчавшейся.
Чуть слышный перезвон.
Дробится надо мной
чуть слышное журчанье.
И по невидимым качается волнам,
Трава, вся в теневых лиловых паутинах,
Вся в ослепительных извилинах, а там,
Меж светлых облаков,
роскошно лебединых,
Струится радуга и смутно с высоты
Мне улыбается, в лазури нежной тая,
Такая нежная, невинная, святая,
Что, умилённые, склоняются листы,
Роняя длинные сверкающие слёзы,
-И это жизнь моя, и это край родной,
Родная красота...
И льётся надо мной
Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...
Педагог проводит краткую беседу по содержанию
стихотворения и предлагает детям самим создать красивые картины с русскими
красавицами - золотыми берёзками. Поясняет задачу: «Поэт в своём стихотворении
рассказывает нам о летних зелёных берёзках, а мы с вами представим, что эти
берёзки нарядились в золотые осенние одежды и любуются друг другом».
Воспитатель поочерёдно показывает детям разные
варианты оформления кроны в технике обрывной аппликации и просит детей
самостоятельно определить способ:
1) цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и
потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру;
2) крона дерева из кусочков рваной бумаги разной
величины;
3) дерево из рваных полосок разной длины и ширины;
4) модульная аппликация из мелких кусочков бумаги;
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать
технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и стихотворения С.
Есенина «Белая берёза», при желании оформить веточки берёзы.
|