Задачи. Вызвать желание создать поздравительные
открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы
по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания
панорамных открыток с объёмными элементами. Поддерживать стремление
самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного
образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен).
Предварительная работа. Составление коллекции
новогодних поздравительных открыток, рассматривание ёлки и зарисовка с натуры
или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи ёлочку», рисование
новогодней ёлочки в свободной художественной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование. Поздравительные
открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением
ёлочек, настенный перекидной календарь с красивым рисунком новогодней ёлки;
листы бумаги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые,
нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.) - на выбор детям; ножницы, коробочки для
обрезков, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для
создания контурного рисунка новогодней ёлочки, краски гуашевые, кисточки, баночки
с водой, салфетки матерчатые и бумажные.
Несколько высокохудожественных открыток с панорамными
деталями, изготовленных промышленным способом; 3-4 открытки с панорамными
элементами, выполненные воспитателем накануне занятия.
Содержание занятия.
Воспитатель читает стихотворение 3. Александровой
«Елочка»:
Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу ёлочку Взяли
мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых!
Сколько под ёлочкой Маленьких ребят! Топают, хлопают, Весело кричат: «Ёлочка,
ёлочка, Яркие огни, Синими бусами, Ёлочка, звени! Встанем под ёлочкой В дружный
хоровод. Весело, весело Встретим Новый год!».
После небольшой паузы воспитатель показывает детям
промышленные новогодние открытки с изображением праздничной нарядной елки,
особое внимание обращает на открытки с панорамными, подвижными элементами, с
шутками и сюрпризами; предлагает полюбоваться ими и самим смастерить необычные
поздравительные открытки в подарок родителям на Новый год.
Затем воспитатель показывает детям, каким образом
складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается, или
дважды пополам с образованием окошка и ставенок, закрывающих изображение) -
см. рисунок.
Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они,
каким образом можно смастерить подвижные картинки. Дети высказывают свои
догадки. Воспитатель демонстрирует способ создания панорамных деталей,
доступный детям старшего дошкольного возраста, и комментирует свои действия:
- Беру бумажный прямоугольник зелёного цвета,
складываю пополам, рисую половинку елочки так, чтобы ствол был на сгибе,
вырезаю и приклеиваю за кончики нижних веточек посередине открытки; елочку при
этом приподнимаю, чтобы она не ложилась на фон полностью, а слегка выступала
над ним. Когда открытка закрывается, елочка складывается уголком и «прячется».
И, наоборот, когда открытка раскрывается, елочка выступает над фоном. Теперь
осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой
и позвала всех в хоровод.
Воспитатель уточняет, как дети поняли показ и
объяснение. Советует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить
открытки с сюрпризом.
В ходе работы воспитатель помогает детям советами,
повторно показывает открытку с елочкой или другими панорамными деталями.
В конце занятия дети показывают открытки друг другу,
рассказывают, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек с
новогодним праздником.
После занятия. В самостоятельной художественной
деятельности воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой и предлагает
нарисовать по этому стихотворению картинку про елочку.
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь! |