Задачи. Учить детей воплощать в художественной форме
своё представление о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать
аппликативную технику - составлять аппликативный цветок из отдельных
элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать
композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать бережное
отношение к природе.
Предварительная работа. Подготовка основы для
аппликативных работ - рисунки весеннего неба (см. занятие по рисованию
«Весеннее небо»).
Наблюдение за первыми весенними растениями.
Рассматривание изображений первоцветов в детских энциклопедиях, познавательных
книжках. Составление коллекции художественных и поздравительных открыток с
изображениями первоцветов (разных цветов). Беседа о Красной книге и о необходимости
бережного отношения к природе. Экспериментирование с цветом (получение
светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне).
Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки
весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию; цветная и белая
бумага, ножницы, простые карандаши с ластиками для прорисовки контура, клей,
клеевые карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, клеёнки, коробочки для
обрезков; художественные и почтовые открытки с изображением первоцветов;
предметы для экспериментирования с цветами и оттенками (для драпировки платки
синего или ярко-голубого цвета, цветок или чашка белого цвета).
Рекомендуемые учебные пособия, литература.
Плакаты «Весна», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Технологическая карта по аппликации «Подснежники».
Комплект карточек «Первоцветы».
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Майкова
«Подснежник»:
Голубенький, чистый,
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, почему
поэт называет подснежник голубеньким, чистым?» Уточняет ответы детей и
рассказывает (с опорой на наглядность - художественные открытки, фотографии в
детских энциклопедиях), что подснежниками в народе часто называют разные
первоцветы, в т.ч. и пролески голубого цвета. Но в природе настоящие
подснежники всегда белоснежные. Воспитатель высказывает догадку, что поэт,
написавший стихотворение о подснежнике, мог увидеть подснежник в тени дерева
или сугроба, поэтому лепестки показались ему голубоватыми. Прикладывает
цветок или любой другой предмет белого цвета к драпировке (платку) синего или
ярко-голубого цвета. Дети убеждаются в том, что цвет (оттенок) зависит от
цвета фона.
Затем педагог продолжает экспериментирование с
цветом: прикладывает синий цветок к синему фону и белый к белому (это могут
быть силуэты бумажных цветов). Дети приходят к выводу, что изображение
(цветок, силуэт) «теряется», становится плохо заметным, если приложить или
поставить его на фон такого же цвета.
Педагог предлагает детям подумать, почему поэт назвал
последний снежок, который лежит возле подснежника, «сквозистым». Дети
высказывают свои догадки. Педагог советует им вспомнить, как выглядит тающий
снег (тяжёлый, ноздреватый, будто с дырочками).
Воспитатель просит детей описать подснежник (тонкий
стебелёк, белые овальные лепестки - закрытые в бутон или полураскрытые в
форме чаши с глазком на дне; удлинённые листья нежно-зелёного цвета).
Воспитатель на 1-2 минут показывает вариативные образцы, уточняющие
представление детей об особенностях внешнего вида подснежника.
После этого воспитатель предлагает детям самим
подумать, как можно изобразить подснежник, чтобы он был чистым, белоснежным,
не потерялся на фоне светло-голубого неба, и чтобы этот подснежник пробивался
через сквозистый - тающий, ноздреватый - снежок.
Дети выбирают свои рисунки весеннего неба, обдумывают
замыслы, делают карандашные эскизы и вырезают цветы. Воспитатель советует
приложить вырезанные части цветка на рисунок весеннего неба, рассмотреть
композицию, оценить цветосочетание и внести некоторые изменения (например,
подложить под бледный цветок несколько зелёных листочков, или переместить
венчик цветка на более тёмный, насыщенный фрагмент...).
В конце занятия дети рассматривают свои подснежники,
обмениваются впечатлениями, обсуждают идеи оформления выставки (где будет
размещаться, как будут оформляться индивидуальные работы) и продумывают
варианты названия выставки.
Воспитатель читает стихотворение П.С. Соловьёва
«Подснежник»:
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
После занятия.
Оформление экспресс-выставки или альбома
«Весна-красна. Подснежники», чтение литературных произведений.
неделя занятие
|